Транспортировка и хранение рыбы-сырца на судах (часть 1)

Промысловые суда обрабатывают свои уловы, либо передают рыбу на рефрижераторы, заводы и базы.
В большинстве случаев возникает задача сохранения сырья перед обработкой, в период транспортировки, при сдаче-приемке на рыбообрабатывающие суда. Особенно остро эта задача стоит при больших уловах и при высокой температуре воды и воздуха.
Промысловые суда доставляют выловленную рыбу на обрабатывающие суда или береговые предприятия на борту или в сетных мешках. Как отмечалось, качество рыбы-сырца зависит от многих факторов и в первую очередь от способов добычи ее и продолжительности пребывания в орудиях лова. При большом наполнении трала рыба мнется и получает повреждения от соприкосновения с другими экземплярами, особенно когда в улове находятся рыбы различных видов и размеров.
В связи с этим необходимо регулировать продолжительность траления. Пли лове рыбы ставными и дрифтерными сетями качество сырья бывает неоднородным из-за разной продолжительности нахождения рыбы в орудиях лова.
Рыба нередко получает механические повреждения при выборке орудий лова (например, при подъеме трала на борт судна), при выемке (выливке) рыбы из снастей (из сетей на сететрясных машинах), при хранении на палубе судна, в палубных ящиках и бункерах. Из кутков тралов рыбу необходимо вымывать забортной водой, а не высыпать путем подъема кутка стрелой. При хранении на палубе судна (например, на СРТ) рыбу необходимо защищать от солнечных лучей и обветривания, закрывая ее брезентами, тентами, водорослями и периодически поливая забортной водой. Хранить рыбу в таком виде можно не более 2 ч.
На крупнотоннажных судах для хранения рыбы предусматриваются бункера, в которых рыба охлаждается льдом или охлажденной морской водой. Суммарная емкость бункеров колеблется от 40 до 270. Иногда рыбу, предназначенную для передачи на обрабатывающие суда, хранят на промысловых судах в сетных мешках (контейнерах) но 500-600 кг в каждом. Их укладывают на борту судна в один ряд в порядке вылова.
Мелкую рыбу-сырец можно хранить в бочках залитой водой. Опыт работы на судах главка «Севрыба» показал, что в прохладное время года этот способ хранения и перевозки рыбы эффективен, потому что она меньше подвергается механическим повреждениям, чем при перевозке в ящиках и контейнерах, а кроме того устраняется неблагоприятное влияние качки судна. В прохладной морской воде рыбу можно хранить в течение суток. Соотношение количества рыбы и воды в бочках должно быть 2:1. При длительном хранении воду в бочках необходимо менять. Бочки с рыбой можно спускать в трюм.
Наиболее устойчива при хранении и транспортировке рыба, которая извлекается из орудий лова еще живой (при использовании ставных, кошельковых и закидных неводов). Менее устойчива рыба тралового и дрифтерного лова.