Миграции анчоуса и хамсы (часть 4)

В начале бывшие в бухте турецкие суда начерпали себе корзинами несколько тысяч пудов, но греки ее не ловили, так как дохлой рыбы никто брать не хотел. Невыносимый запах продолжался с год в окрестностях Балаклавы, и рыба совершенно исчезла из бухты. На другой год можно было видеть с набережной, устроенной здесь англичанами, в тихую погоду, целые кучи дохлой рыбы, лежавшей на дне, точно скирды».
Миграции хамсы в Черном море, без сомнения, связаны с направлением и силою течений, но зависимость эта еще мало изучена. Несколько лет назад Лебедев (1936) сделал попытку выяснить эту зависимость экспериментальным путем. Им были поставлены опыты в круглом металлическом аквариуме в 50 см диаметром, в котором струя воды, направленная под некоторым давлением, производила быстрое вращение массы воды. Быстрота тока определялась секундомером, и параллельно производились наблюдения над скоростью и направлением движения хамсы в этом вращающемся потоке. Движения хамсы изображались затем в виде особых кривых, или «реограмм», удобных для сравнения. Опыты эти показали, что течения со скоростью от 6.37 до 65 см/сек. играют ориентирующую роль в движениях хамсы, — она идет всегда против такого течения. Если течение медленнее 6.37 см/сек., то рыба относится к нему безразлично» идет или по нему, или против него, тогда как при течении, превышающем скорость 65 см/сек., она не может преодолеть течения и либо стоит на месте, либо увлекается течением механически. Автор пытается приложить выводы этих экспериментов к фактическим миграциям хамсы в Черном море в районе Керченского пролива и берегов Крыма. Он находит, что и в естественных условиях ход хамсы регулируется также быстротою течения. Такие заключения, конечно, являются слишком упрощенным толкованием столь сложных явлений, как явление миграций, и носят лишь предварительный характер, на что указывает и сам автор. Экспериментальный метод в условиях постановки опыта — условиях более близких к нормальным, чем в данном случае, может дать, конечно, очень ценные указания, но вопрос о зависимости движений стай от течений требует также и тщательного изучения обстановки при ходе рыбы в естественных условиях.
Как и у всех остальных сельдей, миграции хамсы связаны прежде всего с размножением. Особенностью хамсы является, однако, то обстоятельство, что период размножения ее очень растянут; он длится все теплое время года, с конца мая по сентябрь. Вторая особенность ее в том, что икра получает чрезвычайно широкое распространение почти по всему Черному морю. Икра эта мелка, пелагическая, привязанная к верхним слоям воды до глубины 5—7 м, так что при помощи ловов специальною пелагическою сетью удается в точности установить ее распределение и места наибольшего скопления. Исследования, проводимые в этом направлении в течение ряда лет Малятским, показали, что распределение икры хамсы в море очень неравномерно: в некоторых случаях наибольшие скопления ее наблюдаются у самых берегов Крыма, в других — ближе к центральной части моря или одновременно у кавказского побережья и вдали от берегов. Очевидно, эти места усиленного нереста хамсы определяются очень сложными причинами, зависящими от внешних условий, среди которых главную роль играет температура.
Нерест хамсы, по указаниям Малятского, происходит в Черном море при температурах воды от 17.5 до 27°, а в Азовском, которое сильнее прогревается, — при 21—28°. Степень солености воды при этом может сильно колебаться: в Черном море от 12 до 18°/оо, в Азовском — от 5 до 12%о. По своей привязанности к высоким температурам при нересте хамса стоит ближе к средиземноморскому анчоусу, чем к атлантическому, который нерестует при 13—22°.
В Азовском море, куда направляется обратно через Керченский пролив азовская хамса после продолжительного пребывания у кавказских берегов, где она бывает смешана с черноморской, нерест ее и икрометание происходят также на всем протяжении моря, кроме разве Таганрогского залива.