Каспийские сельди (часть 3)

Ограничимся пока рассмотрением миграций морских сельдей Каспия. Чтобы наилучшим образом ознакомиться с их миграциями, проследим их по сезонам, руководствуясь данными, добытыми Всекаспийской рыбно-хозяйственной экспедицией 1931—1932 гг.
Начнем с зимнего периода, который характеризуется почти сплошным замерзанием мелководного и сильно опресненного северного Каспия и сильным охлаждением более северной полосы средней части моря. В результате сельдь не находит себе там подходящих условий существования, и все северные виды и расы сельди откочевывают на юг в область не покрытого льдами и менее охлажденного среднего и южного Каспия. При этом надо заметить, что зимою сельдь находится в очень подвижном и деятельном состоянии — она усиленно питается. Еще с осени начинается этот процесс откочевки сельди на юг, и к моменту наиболее сильного охлаждения, в феврале — начале марта, сельдь распределяется в Каспийском море так, как это изображено на рис. 21. Наибольшее количество сельди почти всех основных пород сосредоточивается в области восточного теплого течения, идущего от берегов Ирана, вдоль восточного берега до параллели Александербая, где течение поворачивает на запад и перестает быть теплым. При дальнейшем своем движении на юг, вдоль западного берега Каспия, это течение, уже охлажденное, является западною ветвью кругового тока воды и оказывается по своей температуре неблагоприятным для сельди. Таким образом, вся западная часть Каспия, так же как и центральная область вне кругового течения, зимой мало населены сельдями, — сельдь скопляется в восточной части моря.

Каспийские сельди (часть 3)

В частности, в зимнее время отдельные виды и расы сельди распределяются следующим образом: настоящие морские сельди — бражниковская сельдь и большеглазый пузанок — обнаруживают наибольшую выносливость к холоду и являются главными обитателями всей менее охлажденной части среднего Каспия. Однако в больших количествах они встречаются лишь в области теплого восточного течения. Вместе с тем они распространяются и на часть Каспия, вплоть до побережья Ирана. Сельди, свойственные вообще южному Каспию, как южнокаспийский и обыкновенный пузанок, сосредоточиваются главным образом в области теплого восточного течения, в пределах от Астрабадского залива до мыса Куули, — местами они образуют здесь большие скопления. Распределение сельдей в количественном отношении связано всецело с температурами: у восточного берега Каспия температура воды зимой на 2—2.5° выше, чем у западного, и уловы сельди там несравненно выше. В тех местах, где температура воды равна +5° или ниже, сельди нет совершенно.
На основании наблюдений экспедиции 1932 г. можно сказать, что сельдь зимою встречается в разреженном состоянии, начиная с температур +5—6°; при +7.5—8.5° наблюдается более значительная концентрация ее, а при +8—8.5° она попадается уже в промысловых количествах. Это относится и к холодолюбивым видам сельди, как, например, бражниковская; в то же время южные сельди — обыкновенный пузанок, астрабадская сельдь и др. — избегают даже вод с температурами ниже +7°.
В южном Каспии, у западного берега, от Апшеронского п-ва до Ленкорани, зимою , температуры воды колеблются между +4.3 и +6.5° и сельди очень мало. Еще южнее — от Ленкорани до берегов Ирана — температуры всюду довольно повышенные, около +7—8°, и сельдь разреженно распределяется на всем этом обширном пространстве, концентрируясь только в восточном районе, от Астрабада до Челекена, где в феврале бывает ,+8.5—9.6°.