Расы морской сельди по Гейнке (часть 2)

Если начать рассмотрение атлантических вод с севера, то Гейнке различает, прежде всего, две своеобразные северные расы: исландскую сельдь, характеризующуюся крупными размерами, большим числом позвонков (57 в среднем), немногочисленными килевыми чешуями на брюхе, коротким рылом и большими глазами, и нашу беломорскую сельдь, которая настолько уклоняется от всех остальных рас, что, по мнению Гейнке, ее можно выделить в особый вид. Она отличается чрезвычайно малым числом позвонков (52 в среднем) и килевых чешуй, коротким туловищем и хвостом и целым рядом других признаков. Заметим, что в настоящее время беломорские расы выделяются если не в особый вид, то в особую группу малопозвонковых сельдей, о чем еще будет речь ниже.
Южнее, у берегов Норвегии, омываемых северо-восточной ветвью Гольфстрима, так называемым Атлантическим течением, встречается весенняя норвежская сельдь (vaarsild), отличающаяся крупными размерами, большим числом позвонков (57.5 в среднем), короткими головой и хвостом и относительно длинным туловищем. Она подходит к берегам для икрометания весною, в феврале и марте, тогда как летом там ловятся принадлежащие к той же расе молодые неполовозрелые сельди, приходящие для откорма. Это одна из наиболее типичных и легко узнаваемых рас сельдей.
Более сложные условия имеются в Немецком море. В северной его части весною подходят к берегам крупные сельди, похожие на норвежских весенних (vaarsild), но они отличаются меньшим числом позвонков. Гейнке различает среди них три расы: одна мечет икру у западных и восточных берегов Шотландии, другая — в проливе Фирс-оф-Форс, третья — у берегов Богуслена, в Швеции.
В южной части Немецкого моря весною подходят типичные береговые сельди с малым числом позвонков (55), мечущие икру в солоноватой воде бухт и устьев рек. Среди них Гейнке различает три расы: южная солоноватоводная сельдь, идущая в Зюйдерзее, западная балтийская из устья Шлей и весенняя сельдь Бельтов. К ним же примыкает и весенняя сельдь о-ва Рюгена
Осенью в Немецком море наблюдаются другие расы. В северной его части, к берегам Шотландии и к Доггер-банку, летом и осенью подходят огромными массами крупные сельди с длинным туловищем, с не слишком большим числом позвонков (56.5) и большим числом килевых чешуи. Они составляют предмет значительного промысла как здесь, так и в Скагерраке и Каттегате. Держась в открытом море, сельди эти идут метать икру на банки, расположенные со стороны Шотландии у самого берега, а на востоке в 40—60 милях от берега. Здесь же выводится и их молодь, так что это настоящие банковые сельди. По местности и времени икрометания Гейнке различает среди них несколько рас; в южной части Немецкого моря имеются соответствующие группы осенних банковых сельдей, отличающиеся, однако, рядом признаков.
Балтийское море с его мелководностью, малой соленостью и совершенно иным распределением температур обладает собственными расами сельдей. Здесь на банках, в открытом море, мечут икру с середины сентября до конца октября сельди средней величины, с небольшим числом позвонков (55.5) и с сильно отодвинутыми назад спинным и брюшным плавниками. Они имеются в Бельтах, в западной части Балтийского моря и в его средней части, между о-вами Рюгеном, Борнгольмом и Готландом.
В восточной части Балтийского моря встречается несколько мелких рас весенней сельди, известных под названием штрёмлингов,— их относят даже к особому подвиду сельди. Они резко отличаются малым числом позвонков (50—55.5) и килевых чешуй, отодвинутыми назад спинным и брюшным плавниками и длинной головой. Для икрометания они подходят близко к берегам весною и в начале лета.
Наконец, в качестве особой расы Гейнке рассматривает сельдей Ламанша, примыкающих к осенним сельдям южного Немецкого моря, но отличающихся многими особенностями.