Изучение миграции рыб (часть 2)

Только в 1899 г. была организована первая большая Мурманская научно-промысловая экспедиция Комитета для помощи поморам. Она возглавлялась вначале Н.М. Книповичем, а затем Л.Л. Брейтфусом и работала до 1906 г. Эта экспедиция выработала впервые более детальную схему распределения течений и характеристику гидрологических условий Баренцова моря, в отношении же биологии промысловых рыб, в частности по выяснению их миграций, результаты дала очень скудные. Затем последовал продолжительный перерыв в исследовании северных морей, и лишь за последние 10—12 лет, в связи с широким развитием рыболовного промысла, входящего в задачи социалистической реконструкции нашего Севера, были предприняты в широком масштабе исследования по биологии промысловых рыб Государственным Океанографическим институтом (ГОИН), Всесоюзным Арктическим институтом и позднее Полярным институтом морского рыбного хозяйства и океанографии (ПИНРО).
На наших восточных морях более подробное изучение биологии промысловых рыб и в частности их миграций было начато также лишь в 1925 г. в связи с началом широкого развития промыслового дела на нашем Дальнем Востоке. Тихоокеанской научной промысловой станцией и позднее возникшим из нее Тихоокеанским научным институтом морского рыбного хозяйства и океанографии (ТИНРО) был проведен ряд исследований, по изучению жизни и миграций сельди, иваси, трески, камбал и лососевых, наиболее интересные результаты которых приводятся ниже.
Из дальнейших глав читатели увидят, что за истекшие 40—50 лет более обстоятельного изучения миграций промысловых рыб на Западе и у нас, на что было затрачено огромное количество труда, знаний и материальных средств, была получена довольно детальная картина, дающая определенное представление об этом явлении, но все же далеко еще не полная. Вполне законченным можно будет считать изучение миграций, лишь тогда, когда явится возможность предвидеть и предсказывать подход рыбы, подсчитывать его интенсивность и давать указания промыслу, где, как и сколько рыбы можно взять. Пока такое предвидение, являющееся целью каждого научного исследования, возможно только в отдельных редких случаях, по отношению к некоторым областям моря и к некоторым особенно хорошо изученным рыбам.