Изучение миграции сельди (часть 2)

В конце XVIII в. полярная теория стала известной и представителям нашей русской нарождавшейся тогда науки. В статье Ивана Лепехина «Описание сельдяного ходу, как и когда сельдей ловят, каким образом приуготовляют и солят и где оными отправляют торг», помещенной в «Новых Ежемесячных Сочинениях» Академии Наук (1787), подробно излагалась теория Додда и Андерсона и давался перевод соответствующей части сочинения Блоха (Bloch, 1782), без указания, впрочем, автора. Лепехин приводит, между прочим, следующее курьезное объяснение того факта, что поток сельдей в Атлантическом океане делится на две ветви: сельди, которые «от страха многих врагов, гонящих их, избрали обиталищем себе ледовитое море», «густым руном вышед из подо льду, распространяются на несколько сот миль в ширину; встретясь же с различными хищными морскими животными, которые по отменному врожденному им побуждению стерегут их на сем пути, находят себе в них неприятелей, которые, препятствуя их ходу, принуждают их разделиться на два крыла».
Допущение полярной теории требовало, однако, признания, что сельдь вся представляет собою одну породу. Более внимательные исследователи, например Блох, уже в те времена указывали, что это не так, что имеются местные породы сельди, сильно различающиеся между собой. Блох отстаивал ту мысль, что отдельные породы сельдей живут в очень ограниченных районах и совершают лишь незначительные миграции из открытого моря или из глубин океана, где они будто бы проводят значительную часть своей жизни, к берегам Европы.
Позднее эта идея была развита подробнее и подтверждена шведским ихтиологом Нильсоном, который дал описание уже целого ряда отдельных местных рас сельди у берегов Норвегии, мечущих икру один раз в год, и разделил их на крупных сельдей открытого моря (haffsild) и береговых сельдей (skargardsild).
В той или другой степени поддерживали и развивали эту мысль позднее и другие скандинавские ученые, занимавшиеся сельдью, как Экштрем, Сендевалль, Кройер, Мальм, Аксель Бёк, Capc и др. В течение ряда десятилетий не удавалось однако, доказать с точностью, что имеются местные расы сельди, так как обычные приемы описания рыб, которыми пользуются систематики, были для этого недостаточны.