Каспийские сельди (часть 5)

Приближение сельди к берегам продолжается до тех пор, пока температура воды не поднимется настолько, что для сельдей это становится уже перегревом, — на среднем Каспий, у западных его берегов, это произошло в 1932 г. во второй декаде мая, когда у берегов вода нагрелась выше +12°, а в открытом море в области подхода сельди достигла +9—10°. Встречая слишком теплую воду у берегов, сельдь уклоняется и идет вдоль берегов на север, держась в открытом море. В это же время на южном Каспии, где береговые воды прогреваются еще сильнее, наблюдается ход местных, южных, теплолюбивых пород сельди; они не боятся перегрева и нерестуют при относительно высоких температурах воды. Имеющиеся в южном Каспии проходные сельди — черноспинка и волжская сельдь — направляются на север и, надо полагать, достигают устья Волги в июне и даже в начале июля в качестве самых последних стай сельди, входящих в реку.
В среднем Каспии около половины мая подход сельди к берегам заканчивается, половозрелая сельдь отходит, и вместо нее появляется молодь сельди, бычки и частиковая рыба.
В северном Каспии, как мы видели, ход сельди начинается сперва в его восточной части, так как на западе располагаются еще массы холодной ледовой воды (рис. 22). Эта вода продвигается постепенно на юг и на юго-запад. Она препятствует некоторое время сельди проникать из среднего Каспия в северный, и лишь к началу мая вода прогревается, достигает +8° и становится благоприятной для хода сельди. Тогда широким фронтом начинается движение сельди из среднего Каспия в северный и в западный районы, и как проходные сельди, так и пузанок направляются в предустьевое пространство Волги западным, путем. В этом пространстве наблюдается максимум хода черноспинки в конце апреля — в начале мая, и второй максимум — во второй половине мая. Пузанок, нерестующий в предустьевом: пространстве, несколько запаздывает, и максимумы его хода приходятся на начало и на конец мая. Этот второй максимум черноспинки и пузанка и соответствует подходу сельди из среднего Каспия широким фронтом в западную половину предустьевого пространства Волги, тогда как первый максимум хода его — результат первой подвижки сельди вдоль восточного берега, о которой говорилось выше. В остальных частях открытого моря сельди идут и весною не густыми массами, а разреженно.
Следует отметить также, что все весенние миграции сельди в Каспии — смешанного типа, т. е. к берегам подходят одновременно как половозрелые рыбы, идущие для нереста, так и незрелые и даже молодые, ищущие пищи. В качестве такой пищи для многих хищных пород сельдей особое значение имеет килька (Clupeonella delicatula Nord.), которая подходит к берегам для нереста перед приходом сельди, так как она более холодолюбива.
По мере прогревания береговых вод половозрелые сельди отходят на север, направляясь к местам своего нереста около устьев Волги и Урала, тогда как незрелые, пришедшие для кормежки, еще долгое время держатся в береговых водах, пока высокая температура не заставит их отойти от берегов и распределиться по всему морю. В течение летнего периода жизнь сельди в Каспии пока мало исследована. В северном Каспии после спада вод сосредоточиваются огромные массы мальков проходной сельди, скатившейся из Волги и Урала в море. Вместе с мальками кильки, нерестящейся здесь же, они привлекают хищных сельдей, и поэтому долгинская, аграханская сельдь и большеглазый пузанок после нереста в северном Каспии не уходят оттуда и проводят там весь летний период, усиленно питаясь. К ним присоединяются и проходные сельди, а также среднекаспийский пузанок.
В открытом море, в пределах среднего и южного Каспия, сельдь держится разреженно, и некоторые области моря в это время даже поражают своей пустынностью.
Осенью наступает новый период концентрации сельдей и образования ими густых стай, движущихся в том или ином направлении; этот период начинается с охлаждения вод в сентябре и заканчивается в декабре.
Начало осеннего периода характеризуется дружным отходом сельди из более быстро охлаждающегося мелководного северного Каспия в пределы среднего Каспия, где более глубокие воды не так быстро отдают свое тепло. Первыми из северного Каспия в начале сентября направляются на юг килька и молодь (сеголетки) сельдей, а за ними отходят и питающиеся этими мелкими рыбами хищные породы сельдей. В конце сентября кильки и молоди сельди в северном Каспии почти уже вовсе нет.