Миграция тихоокеанской сардины-иваси (часть 2)

Исследованием сардины-иваси занимался во Владивостоке, в Тихоокеанском институте рыбного хозяйства, А.Г. Кагановский, который резюмировал все свои труды в докторской диссертации (1940), к сожалению, имеющейся пока лишь в рукописном виде и потому мало доступной. Картина жизни иваси рисуется им следующая.
Тихоокеанская сардина — рыба очень теплых вод, крайне чувствительная к температуре. Ее главнейшая область обитания — южная часть Японского моря, где у Цусимского пролива и у берегов о-ва Кю-Сю находится и. важнейший район ее размножения. Размножается она, впрочем, по японским данным, и севернее у берегов Японии по бухтам и заливам и в открытом море вплоть до Аомори. Имеются районы размножения сардины также и по тихоокеанскому побережью Японских о-вов: Ясугаво Macao утверждает, что крупное нерестилище открыто японским исследователем в районе Кисо, в префектуре Циба. Нерест происходит весною, в марте—апреле, когда вода поверхностных слоев моря достигает 15° и более. Отнерестившиеся сардины начинают свой отход на север для откорма: им необходимо накопить жир — восстановить свои резервные вещества на зимний период и обеспечить созревание половых продуктов к следующему поду. Сардина питается растительным и животным планктоном моря, а планктон развивается особенно богато в областях с более умеренными температурами воды и особенно там, где холодные воды сталкиваются с теплыми. Притом главная область развития планктона — прибрежные воды, в центральной части моря планктона гораздо меньше. Вследствие этого и миграции сардины совершаются в основном вдоль берегов узкою полосою в 50—60 км, а не широким фронтом по всей ширине моря, как думали ранее некоторые. Движение сардины с юга на север происходит тремя потоками: вдоль восточного берега Кореи, где проходит из Цусимского пролива теплое Восточно-Корейское течение, вдоль берегов Японии по теплому Цусимскому течению и по восточному побережью японских о-вов в массах теплой воды, увлекаемых на север мощным Kyро-Сиво.
Большой практический интерес в смысле организации лова иваси имеет то обстоятельство, что ход этой сардины совершается обыкновенно не сплошным редким потоком, а правильными косяками, представляющими собою густые скопления определенной формы. Эти косяки можно заметить с судна, но еще отчетливее они видны с самолета. Поэтому на промыслах нашего Приморья была организована систематическая воздушная разведка стай иваси во время промысла, которая прекрасно дополняла судовую разведку. Все море разбивается на квадраты, нанесенные на карту, самолет облетает пространство, для которого предусмотрено нахождение иваси, и, заметив стаи сардины, передает по радио, с помощью сигналов или просто сбрасывая над промыслом записку, где и сколько косяков замечена в море.
Косяки иваси чаще всего образуют группы-скопления, состоящие по меньшей мере из 5—10 косяков, иногда же достигающие 50—100 и даже большего числа косяков. Размеры косяков очень разнообразны — мелкие имеют в длину менее 15 м, средние — 15—30 м, а крупные достигают 40 м. Интересно, что косяки, в зависимости от различных внешних условий и от поведения рыбы, бывают различной формы: они округлы и плоски, если прогрет небольшой слой воды и это заставляет рыб прижиматься к поверхности; если прогрев более сильный, косяки либо дугообразны и более глубоки, либо, наконец, также дугообразны или имеют форму острого угла, но притом узки и представляются как бы поставленными на ребро. Эта последняя форма косяка наблюдается при самом сильном и равномерном прогреве поверхностных слоев воды моря. Круглые и дугообразные скопления движутся обычно в одном направлении, тогда как косяки листообразные могут иметь разное направление движения, но не выходят за пределы скопления. В бурную погоду косяк целиком, не разбиваясь на части, опускается в более глубокую воду. Благодаря образованию косяков, иваси легко поддаются облову самым мощным промысловым орудием — кошельковым неводом.