Вирусное заболевание канального сомика (ВЗКС)

ВЗКС — единственная известная болезнь вирусного происхождения, поражающая канального сомика. С 1968 г., когда она была зарегистрирована впервые (Fijan, 1968; Fijan et al., 1970), эта болезнь отмечена в девяти южных штатах США (Plumb and Gaines, 1975). При ВЗКС смертность мальков и сеголетков может достигнуть 95% (Plumb, 1971а), взрослые рыбы к заболеванию невосприимчивы или являются его переносчиками.
Возбудитель ВЗКС — герпес-вирус (Wolf and Darlington, 1971), который был выделен из сеголетков канального сомика во время эпизоотии (Plumb, 1972). Он сохраняется в тканевой культуре клеток американского сомика-кошки. Принято считать, что переносчиком вируса являются производители и передача его происходит через половые клетки или через среду, связанную с процессом размножения (Wellborn et al., 1969; Plumb, 1971b). Однако до сих пор из подозреваемых взрослых особей-переносчиков вирус не выделен. Перенос вируса с зараженной рыбы на мальков и сеголетков может происходить через воду (Plumb, 1972).
Основными носителями вируса являются культивируемые в промышленных масштабах и разводимые в лаборатории рыбы, поскольку в природных популяциях канального сомика характерной для данного заболевания смертности не отмечалось. Смертность наблюдается уже через 32 ч после. заражения (Plumb, 1971а), вирус может быть выделен из многих органов пораженной рыбы. Наибольшей активностью вирус обладает в почках (Plumb, 1971с).
Заболевшие рыбы совершают беспорядочные движения или зависают в толще воды вертикально, головой вверх. Иногда болезнь сопровождается и другими симптомами — раздуванием брюшка при наличии жидкости в брюшной полости, пучеглазием, анемией, геморрагией на жабрах, основаниях плавников, коже, в почках и других внутренних органах, отсутствием пищи в кишечнике (Plumb, 1971а, 1972). На течение эпизоотии могут оказывать влияние такие условия культивирования, как низкое содержание кислорода, высокая температура, большая плотность посадки животных, вторичные инфекции, неправильное обращение с животными (Plumb, 1971а, 1973).
Описанные выше симптомы ВЗКС наблюдаются и при других заболеваниях, в том числе при стрессовом синдроме плавательного пузыря (ССПП). Водянка полости тела обычно наблюдается при внутренних бактериальных инфекциях, а пустой кишечник характерен для любой болезни, при которой рыба перестает питаться, поэтому, прежде чем устанавливать диагноз ВЗКС, важно исключить другие болезни, поскольку для ликвидации ВЗКС необходимо уничтожить всех зараженных производителей.
Сеголетков, которые выжили после вспышки ВЗКС, можно выращивать до товарного размера, но сохранять их для размножения нельзя. Особое внимание следует обращать на отправляемую куда-либо партию рыбы, среди которой могут быть носители ВЗКС, чтобы избежать распространения болезни в незараженные районы.
Была изучена иммунная реакция канального сомика на ВЗКС (Heartwell, 1975). Оказалось, что для рыб, не заболевших во время эпизоотии, характерен высокий иммунитет. Однако методы лечения этого заболевания, как и возможность иммунизации рыб против ВЗКС, неизвестны. Для рыб, избежавших заражения, лучшей защитой служит их изоляция от пораженных особей. Кроме того, необходимо тщательно дезинфицировать все .оборудование, бывшее в контакте с больной рыбой, а также стерилизовать все емкости, включая пруды, в которых содержались зараженные рыбы (Plumb, 1972). Наиболее эффективным средством для стерилизации прудов, в которых наблюдались вспышки ВЗКС, считаются растворы хлора (Fijan et al., 1970).