Транспортировка и хранение рыбы-сырца на судах (часть 2)

Для более длительного хранения рыбу охлаждают льдом ли холодной морской водой непосредственно в трюмах, в инвентарных или стандартных ящиках, контейнерах, бочках, специальных бункерах в зависимости от вида судна и его тоннажа. Для транспортировки рыбы с морских участков, расположенных недалеко от берега, на береговые предприятия используются мелкотоннажные самоходные и несамоходные суда типа кунгасов, лодок, дубков, плашкоутов, барж, рыбниц и др. В отдаленных районах промысла рыба хранится и транспортируется к обрабатывающим судам промысловыми судами.
При хранении и перевозке рыбы во льду обязательным условием является удаление талой воды по мере ее образования, так как загрязненная вода ускоряет порчу рыбы. Для уменьшения расхода льда и лучшего сохранения качества рыбы желательным является охлаждение трюмов или их хорошая изоляция. Перевозка охлажденной рыбы в таре обеспечивает лучшее сохранение качества рыбы и облегчает механизацию ее разгрузки.
Для удлинения сроков хранения охлажденной рыбы можно использовать биостатический (содержащий антибиотик) или асептический (содержащий антисептик) лед, при условии, что рыба немедленно после вылова была разделана.
Рыба, предназначенная для посола, может быть охлаждена и даже подморожена смесью льда и соли. Расход льда и соли зависит от температуры воздуха (льда от 60 до 100%, соли от 15 до 25% к массе рыбы). Техника охлаждения такая же, как и при охлаждении водяным льдом.
В последнее время на средне- и крупнотоннажных судах все большее распространение получает хранение рыбы в морской воде, которая охлаждается в специальных хладогенераторах или непосредственно в бункерах (ваннах) с рыбой холодным рассолом или льдом. Охлаждение рыбы проводится в бункерах-аккумуляторах или в аппаратах-охладителях непрерывного действия. Охлажденную в морской воде рыбу хранят в бункерах или трюмах, в которых поддерживается температура 0 - минус 2°С. Иногда ее укладывают в ящики или контейнеры с пересыпкой льдом для поддержания низкой температуры в теле рыбы (на судах типа РС-300 при лове кильки на электросвет).
При отсутствии необходимых условий для охлаждения рыбы ее сохраняют на рыболовных или приемо-транспортных судах в подсоленном виде при условии, что в дальнейшем она будет использована для производства соленой или копченой продукции. К этому способу прибегают в плановом порядке лишь в следующих случаях:
- на СРТ солят в бочках сельдь для ее последующей переработки на плавбазах или береговых предприятиях;
- на траулерах солят рыбу, если она не может быть доставлена на берег охлажденной. Например, при продолжительности рейса траулера 25 дней рыбу, добытую в первые 9-10 дней промысла, солят, а рыбу, добытую в последние дни, доставляют в порт в свежем виде во льду или без него;
- при добыче кильки, хамсы и мойвы рыбу подсаливают в ящиках или чанах в трюме судов и перерабатывают на береговых предприятиях;
- при доставке на береговые рыбозаводы воблы, леща, сельди морских приемных рыбницах или плашкоутах, специально приспособленных для перевозки рыбы в подсоленном виде.