Способы и средства транспортировки гидробионтов (часть 2)

Применяет контейнеры Traystor канадская фирма Tech Sea, ею разработаны дополнительные средства сохранения моллюсков и ракообразных — водяные фильтры, титановый охладитель воды и трайлер для перевозки морепродуктов, вмещающий около 12 т ракообразных. Фирма начинала свою работу с перевозки живых крабов и лангустов, затем моллюсков и теперь занимается также перевозкой живой рыбы. Фирма сообщает, что на разработанном ею трейлере, имеющем систему циркуляции и распыления охлажденной воды, можно перевозить в контейнерах и ящиках живых лангустов с потерями менее 0,5% после 20-дневной транспортировки. Компьютерная система поддерживает заданные параметры воды и ее циркуляцию, извещает водителя о неполадках. Через спутниковую связь передаются в центральную диспетчерскую данные о местонахождении трейлера и параметрах работы системы жизнеобеспечения, включающей также механические и биологические фильтры. Кормление лангустов при транспортировке не производится.
Одним из крупных перевозчиков живой рыбы в США является фирма Budford Trucking Co., шт. Теннесси; она перевозит ежегодно более 900 т живой рыбы и имеет 47 грузовиков для контейнеров с рыбой. В контейнерах контролируются температура, содержание кислорода и аммиака. Расстояние перевозки может составлять более 3000 км.
Производит контейнеры для хранения и перевозки живой рыбы фирма Agua Logic в г. Сан-Диего (США). Эта фирма изготовляет также автотрейлеры для транспортировки контейнеров, оборудованные системой охлаждения воды, ее циркуляции и фильтрации.
В некоторых странах применяют специальные методы перевозки живой рыбы — очень низкие температуры, химические источники кислорода, ограничение движения рыбы.
В Новой Зеландии при воздушной транспортировке в Японию живых рифовых окуней используют полимерные ящики с рециркуляцией небольшого количества воды, охлаждаемой в микрорефрижераторе. В систему подается кислород от химических источников. В одной системе содержится 4 экземпляра рыбы массой 1—2 кг, общая масса системы менее 20 кг.
В Японии и Исландии разработан способ транспортировки живой рыбы, при котором рыба перед транспортировкой содержится в баке с морской водой, покрытая сетями, и вода охлаждается до точки замерзания, затем вода сливается, и рыбу упаковывают для перевозки без воды во влажную ткань и поли стирольные ящики. По прибытии на место назначения рыбу помещают в бассейн с водой комнатной температуры, где она восстанавливает свою активность. Способ применяется для транспортировки плоской рыбы, такой, как морские языки. Время транспортировки составляет более 36 ч. Другой способ, применяемый в Японии для перевозки внутри страны автомобильным транспортом морского леща, камбалы, скаровых, морского карася, скалозуба, белокорого палтуса, а также моллюсков, крабов и лангустов, состоит в том, что их перевозят в контейнерах с минимальным содержанием воды при слабой аэрации и близкой к 0°С температуре в состоянии анабиоза. Еще один применяемый в Японии способ подготовки рыбы к перевозке, — электрический шок, парализующий рыбу с последующим отделением спинного мозга от головы. Рыба, обработанная таким образом, остается живой, однако не двигается.