При транспортировке рыбы и морепродуктов следует, учитывать, что рыба очень чувствительна к условиям перевозки — температуре, содержанию кислорода, воздействию солнечных лучей. В связи с этим принимаются соответствующие меры и технические решения. Контейнеры выполняются изолированными от окружающей среды, из них периодически отсасываются фекалии и остатки корма.
Перед перевозкой на дальние расстояния гидробионты должны выдерживаться при пониженной температуре воды и их не следует кормить в течение 24 ч.
Снижение температуры воды может производиться через охладитель или путем добавления льда. Скорость снижения температуры воды следует поддерживать менее 5°С в 1 ч. Для тропических рыб температура воды должна быть снижена до 15—18°С.
На рис. 2.1 показан контейнер с перфорированными ящиками емкостью 50 л для перевозки ракообразных и моллюсков.
Для хранения и перевозки живой рыбы в контейнерах используют автотрейлеры, оборудованные системой охлаждения воды, циркуляции и фильтрации (рис. 2.2).
При транспортировке живой рыбы воздушным транспортом рыбу упаковывают в двойные полиэтиленовые мешки (10 л воды, 3 кг рыбы; 0,15 м3 объема для кислородной смеси). Пакет помещают в полистирольный контейнер размером 500x500x500 мм. В крышку контейнера встраивают кислородный цилиндр (рис. 2.3).
Для транспортировки рыбы в состоянии оцепенения разработана специальная схема (рис. 2.4).
Рыба из бака передержки 1 поступает в устройство для иммунизации 2, а оттуда в бак для хранения 3 при температуре 0—4°С или в транспортный ящик 4, который передается в транспортный контейнер 5, где также поддерживается температура 0—4°С. После перевозки рыба передается в бак 6 для восстановления жизнедеятельности.
Система апробирована при перевозке лосося, форели и иглобрюха.
При подготовке гидробионтов к перевозке применяются также транквилизаторы и различные химические вещества для снижения уровня жизнедеятельности организма. Среди них угольная кислота (растворенная в воде двуокись углерода — 500 частей на 1 млн) или бикарбонат натрия (150—650 частей на 1 млн), их воздействию подвергается рыба в течение 5 мин. При перевозке пресноводной рыбы для снижения стресса применяют соль, количество которой в воде может составлять 0,2—0,3 % для большинства видов рыб. Для таких видов рыб, как полосатый окунь, тиляпия, карп, количество соли в воде может быть до 1%.
При загрузке в транспортные контейнеры больших количеств рыбы рекомендуется применять рыбонасосы для живой рыбы, что снижает время загрузки, повреждения и стресс рыбы.
- Пороки рыбы-сырца (часть 2)
- Пороки рыбы-сырца (часть 1)
- Определение качества рыбы-сырца при приемке
- Заготовка рыбы-сырца
- Длительное сохранение живой товарной рыбы (часть 3)
- Длительное сохранение живой товарной рыбы (часть 2)
- Длительное сохранение живой товарной рыбы (часть 1)
- Способы транспортировки живой рыбы (часть 4)
- Способы транспортировки живой рыбы (часть 3)
- Способы транспортировки живой рыбы (часть 2)
- Способы транспортировки живой рыбы (часть 1)
- Заготовка живой рыбы (часть 2)
- Заготовка живой рыбы (часть 1)
- Качество и безопасность рыбы и нерыбных объектов промысла (часть 2)
- Качество и безопасность рыбы и нерыбных объектов промысла (часть 1)
- Крабы
- Раки и креветки
- Головоногие моллюски
- Брюхоногие моллюски
- Двустворчатые моллюски
- Морские ежи
- Млекопитающие и морские кубышки
- Донные, придонные рыбы и водоросли
- Животные и растения залива Петра Великого
- Пелагические рыбы
- Прижизненные и посмертные изменения в тканях рыбы (часть 5)
- Прижизненные и посмертные изменения в тканях рыбы (часть 4)
- Прижизненные и посмертные изменения в тканях рыбы (часть 3)
- Прижизненные и посмертные изменения в тканях рыбы (часть 2)
- Прижизненные и посмертные изменения в тканях рыбы (часть 1)