Миграции озерных рыб

С точки зрения миграции рыб стоячие озерные пресные воды отличаются от текучих речных. В последних передвижение рыб совершается против или по течению, и рыбе приходится с ним сильно считаться, тогда как в озерах наблюдаются чаще всего миграции из глубин к берегам и из озера во впадающие в него реки. В этом отношении в озерах мы находим в миниатюре те же условия миграций, что и в море. Различаются рыбы озерные-пелагические (или «стагнофильные-пелагические», по терминологии В.И. Мейснера), совершающие миграции преимущественно в поверхностных слоях воды, и рыбы придонные, держащиеся в нижних слоях. Некоторые из озерных рыб размножаются в озере же, лишь приближаясь для этого к берегам («генеративно-стагнофильные»), другие входят для размножения в реки и мечут икру в их верховьях («генеративно-реофильные»), — они в этом отношении могут считаться полным аналогом морских проходных. Среди речных рыб имеются также рыбы, размножающиеся в реке и совершающие для этого миграции вверх или вниз по течению («генеративно-реофильные»), и рыбы, заходящие для размножения в стоячие бассейны, соединенные с рекой, — озера, затоны, старицы, полой, где условия для икрометания и развития молоди более благоприятны («генеративно-стагнофильные»). К этим категориям следует добавить еще одну, которую можно назвать «пресноводными полупроходными» рыбами, но о ней скажем ниже.
Наконец, существует большое число пресноводных рыб, которые одинаково широко распространены как в озерах, так и в реках и являются, главным образом, общепресноводными. В зависимости от места обитания мы встречаем у них различные комбинации миграций.
Для ознакомления с миграциями озерных рыб познакомимся с жизнью рыбного населения самого крупного пресноводного бассейна европейской части Союза — Ладожского озера. В этом озере поверхностью в 17 658 км2 мы находим прежде всего ряд проходных рыб, входящих в него по Неве из Финского, залива. К ним относится невский лосось (Salmo salar L.), начинающий входить в Неву с конца мая, поднимающийся до Ивановских порогов и оттуда до истока Невы. По некоторым наблюдениям, он входит в Ладожское озеро и даже доходит до усгья Свири, причем иногда как будто возвращается в Неву для нереста, который происходит в верхней половине реки и на порогах, в октябре и ноябре, после чего невский лосось скатывается в море. Кроме него, в Ладожском озере обитает, однако, как мы выше уже говорили, свой собственный реликтовый лосось (S. salar m. relictus), меньшей величины, более темной окраски, с черными пятнами под боковой линией и у грудного плавника. В море он никогда не спускается, но живет в Ладожском озере и поднимается для нереста в Свирь и в некоторые другие реки, не входя, однако, в Онежское озеро. В последнем имеется свой особый лосось, который никогда не спускается в Свирь, а поднимается для нереста и икрометания в Суну, Андому и другие реки, впадающие в это озеро. Совершенно подобно лососю ведет себя в Ладожском озере и таймень, или кумжа (S. trutta L.); существует проходная форма, поднимающаяся только до Ладожского озера, и озерная форма, живущая там всегда и идущая для нереста в реки, впадающие в озеро. Из других проходных рыб такое же явление мы видим у корюшки: морская корюшка ранней весной входит в Неву и поднимается по ней до Ладожского озера, где имеется своя форма корюшки, более мелкая, постоянно там живущая и поднимающаяся для икрометания в Волхов. Точно так же и в Онежском озере водится собственная корюшка, не спускающаяся в Ладогу (Берг, 1932).