Внешние и внутренние причины миграции лосося (часть 1)

До сих пор мы рассматривали лишь внешнюю картину миграций лососей, не касаясь тех внутренних изменений которые у этих рыб связаны с изменением среды и с затратою огромного запаса энергии на передвижение вверх по реке. Мы не касались и тех внутренних или внешних причин, которые побуждают лососей предпринимать столь тяжелые для них путешествия, а также руководят ими и направляют их. Теперь нам предстоит выяснить указанные явления.
Внешние изменения, претерпеваемые лососем при его вступлении в пресную воду, сопровождаются очень значительными внутренними изменениями, они, можно сказать, вызывают полную перестройку всего организма. Эти изменения подробно изучались с анатомической и физиологической стороны Мишер-Рюшем (Mischer-Riisch, 1880), Пэтоном (Palon, 1897,. 1900), Грином (Green, 1904, 1912) и др. Если сравнивать лосося на нерестилище с лососем из устья реки, то за время подъема обнаруживается прежде всего довольно значительная потеря в весе. Мишер-Рюш определил эту потерю у рейнского лосося в 6% первоначального веса, но различные части организма теряют в весе не в одинаковой степени: главным образом уменьшается вес мышечной массы. У лососей, входящих в английские реки, по Пэтону, самки за май и июнь теряют 7.63%, в июле и августе —14.69% и за октябрь — ноябрь — 32.04% веса мышц. У самцов в мае — июне изменений в весе почти нет, в июле и августе вес мышц уменьшается на 22%, в октябре — ноябре на 25%. В то же время вес половых желез, особенно у самки вес яичников, чрезвычайно возрастает: в мае — июне на 11.7%, в июле — августе на 81%, в октябре — ноябре на 55%. Падение веса мышечной массы происходит в значительной степени за счет сухого вещества и в особенности за счет белков, на что указывает уменьшение содержания азота и фосфора; вместе с тем далеко не вся потеря вещества идет на увеличение массы половых продуктов, — значительная часть потребляется на передвижение. Кроме белковых веществ, потребляется и жир, в изобилии содержащийся в мышцах, когда лосось входит в реку из моря.
По наблюдениям Пэтона, самки из устья реки, содержащие в среднем в мае — июне в мышцах 768 г жира, в октябре — ноябре имеют его здесь 426 г, тогда как в верховьях. реки в мае — июне у них 448 г, а в октябре — ноябре, в период нереста, — всего 159 г жира. У самцов в нижнем течении в июле — августе содержится в. среднем 922 г жира, в верхнем же течении в октябре — ноябре всего лишь 103 г. При этом и жир далеко не весь перекочевывает в половые железы, так как в последних у самки количество жира за время подъема увеличивается с 12—18 г только 204 г. Большая часть жира вместе с белковыми веществами сгорает в организме рыбы, развивая ту двигательную энергию, которую Пэтон определяет для самки в 1 928 460, а для самца в 3 286 300 кг/м/сек. Эти цифры ясно выражают большую подвижность самцов; сказывающуюся в их боях за обладание самкой, а также указывают на то, что у них обмен веществ совершается гораздо энергичнее, чем у самок, ведет к большим потерям живого вещества и к более сильному истощению; это, в свою очередь, обусловливает их значительную смертность после нереста.
Исчезновение жира из мышц обнаруживается и на глаз: мышцы у рыб на нерестилище становятся белыми, дряблыми и водянистыми. При рассматривании под микроскопом они оказываются совершенно лишенными жировых капелек, которыми переполнены мышечные волокна у лосося, только что вошедшего в реку из моря (рис. 76).

Внешние и внутренние причины миграции лосося (часть 1)

Из других органов рыбы наибольшие изменения претерпевает кишечник. С давних времен уже было известно, что лососи после входа в реку перестают питаться; обстоятельство это многократно подвергалось сомнению, но в настоящее время может считаться твердо установленным целым рядом исследований. В связи с таким голоданием кишечник сильно сокращается и уменьшается в весе: по определениям Мишер-Рюша, он у лосося, пришедшего из моря, составляет 2.5% веса тела, на нерестилище же 0.5—0.75%. Желудок и кишечник сильно съеживаются и превращаются в тонкую трубку, наполненную слизью.