Миграции обыкновенного лосося (часть 4)

В реки Франции, по наблюдениям Руля, точно так же поздней осенью и зимой входят крупные лососи, преимущественно самки, которые размножаются лишь через год, а весною (в феврале — марте) и летом (в июне — июле) поднимаются летние лососи, которые идут на нерест в ту же осень. В середине июля входят в Луару «madelaineaux», соответствующие «grilse», и состоящие почти исключительно из самцов, — они продолжают итти в августе и сентябре. Главное преобладание по численности и здесь обнаруживают «летние» лососи длиной в 59—78 см и возрастом в четыре года, из которых два года они провели в море.
На противоположном берегу Атлантического океана, у берегов Северной Америки, миграции лососей мало исследованы, но, судя по имеющимся данным, обнаруживают сходство с тем, что мы видим у берегов Норвегии. Главным ходом лососей в реках Канады и Соединенных Штатов являются летний, с мая по июль; осенний отмечен лишь в одной р. Дени. Размеры рыб сильно различаются в разных реках; так, например, в р. Мирримак средний их вес от 4 до 5.9 кг, тогда как в р. Коннектикут встречаются лососи в 20—42 кг. В июле — августе и здесь появляются мелкие лососи «grilse», и в некоторых реках их в 3—10 раз больше, чем крупных лососей.
Таким образом, мы имеем в Атлантическом океане одну общую схему хода лососей: в северных и более коротких реках все ходы сжимаются на краткий период в 3—4 летних месяца и при этом зимний ход часто выпадает или слабо выражен, а в реках с большим протяжением и находящихся в более благоприятных условиях ходы лосося оказываются более раздельными, растягиваются и распределяются на все четыре времени года. В этих реках всегда имеется осенний или зимний ход лосося, сопровождающийся зимовкой в реке, ход продолжается около года; за это время созревают половые продукты, совершенно незрелые в момент входа рыбы в реку. Вполне естественно, что такой ход не может иметь места в короткой реке; в реки с небольшим протяжением, как мы видели, вступают лососи с почти готовыми или подчас совершенно готовыми (в реках Тэй и Твид) половыми продуктами. Но в чем же, спрашивается, сущность этих различных ходов и образующих их групп лососей? Прежде чем перейти к рассмотрению этого вопроса, нам необходимо ознакомиться с условиями миграций лосося в наших северных водах.
В результате обстоятельных исследований, предпринятых в 1930—1933 гг. Всесоюзным Институтом озерного и речного рыбного-хозяйства и подытоженных Л. С. Бергом в 1936 г., мы имеем в настоящее время довольно полную картину жизни и миграций нашей северной семги, населяющей воды мурманского берега, Белого моря и побережья Карского моря вплоть до р. Кары.
Осенью, с середины или с конца августа, вплоть до замерзания, в маши северные реки идет осенняя семга,:— крупная, красивая рыба с серебристой чешуей, в 5—20 кг весом, отличающаяся чрезвычайно слабым развитием половых продуктов; молоки самцов представляют собой часто тонкие красные ленты и вес их бывает равен 0.05'% веса тела. Разгар хода в разных реках отмечается в разное время — в сентябре или в ноябре, и часто этот ход доставляет более 50% общего вылова в реке за год. Войдя в реку, осенняя семга поднимается по ней вверх, пока река не замерзнет, и затем зимует подо льдом до весны, чтобы отправиться в дальнейший путь после ледохода. На нерестилище эти рыбы приходят, однако, лишь следующей осенью.
Среди осенней семги, обычно крупных размеров, в некоторых реках (Сояне, Варзуге, Поное) попадается в большем или меньшем количестве мелкая семга, длиной в 50—60 см и весом в 1.2—2 кг. Она называется местными жителями листопадк о й, и замечательно, что состоит она часто на 90% из самок. В некоторых случаях в составе осенней семги бывает до 67% листопадок. По чешуе заметно, что она провела два или три года в море. Очень похожая на листопадку семга небольшой величины, также состоящая преимущественно из самок, была найдена в р. Варзуге весной в середине мая.