Миграции летней и осенней кеты (часть 1)

Ход кеты в реке лучше всего изучен на Амуре. Там имеется два хода кеты: летний и осенний, причем и сама кета этих двух ходов несколько различается. Летний ход кеты в Амур начинается тотчас же вслед за окончанием хода горбуши, в 20-х числах июня, когда кета появляется сперва на промыслах, расположенных в лимане Амура, по его северному материковому берегу. С первых чисел июля она начинает подходить к Николаевску и идет до половины августа. К устью Амура кета подходит с севера, по северному фарватеру (рис. 59); при сильном ходе она идет почти по поверхности, так что видны спинные плавники и рыбы то-и-дело выпрыгивают из воды. Часть кеты идет вдоль западного берега Сахалина, также по имеющемуся здесь каналу направляется несколько к югу и оттуда, пересекая отмели и пользуясь руслами, попадает в устье Амура. Из Японского моря через Татарский пролив и пролив Невельского кета, по-видимому, не идет в Амур. Мощность хода ее далеко не равномерна, стая идет за стаей с перерывами различной продолжительности, во время которых ход ослабевает или совсем приостанавливается. Промышленники даже различают будто бы в этом ее движении три хода, но это далеко не всегда наблюдается.

Миграции летней и осенней кеты (часть 1)

Быстрота хода кеты вверх по Амуру определяется в 30—35 км (Кузнецов, 1928) и даже в 47 км. Она зависит, очевидно, от многих причин. Летняя кета идет не так далеко вверх по Амуру, как осенняя: по данным Солдатова, она поднимается до Верхне-Тамбовского селения в 500 км от устья, по! данным Кузнецова (1928) — до р. Горюн. По сравнению с данными прежних исследователей, видно, что район хода кеты по Амуру значительно сократился. Для нереста летняя кета избирает впадающие в Амур речки Хилка, Кенжа, Бешеная, Ульчи и др., обычно те же, которые избирает для нереста и горбуша.
Ход осенней кеты более короток, чем летней: он начинается между 25 августа и 3 сентября и заканчивается 12— 20 сентября. В промысловом отношении этот ход является, однако, наиболее важным, так как дает гораздо большее количество рыбы, притом более крупной. По данным Кузнецова, летней кеты вылавливается с 1918 г. в среднем 400 000 штук и максимальные уловы составляют 700 000 штук, тогда как осенняя кета давала в среднем за 1922—1926 гг. 4 350 000 штук. Осенняя кета охватывает на Амуре гораздо более широкий район., чем летняя: по сведениям Солдатова, она поднимается выше Благовещенска до р. Кумары, а по прежним литературные указаниям, ловилась даже в реках Аргуни и Ононе. В настоящее время область ее распространения так же сократилась, как и летней кеты. Кузнецов (1923) указывает, что она доходит лишь до р. Биджан и поднимается в Уссури и в ее ближайшие притоки.
Следует отметить, что летняя и осенняя кета наблюдается, невидимому, не только в Амуре, но и в других реках, впадающих в Охотское и в Берингово море. Так, в р. Охоту, по наблюдениям В.Е. Розова и П.А. Моисеева, идет летняя и осенняя кета; то же самое, но в виде двух менее резко выраженных ходов наблюдается в р. Озерной и в р. Камчатке, в которой ход кеты очень сильно растянут.
Осенняя кета сильно отличается от летней своими размерами и весом. По данным Ловецкой (1934), осенняя кета, в среднем из большого количества определений, имеет длину 67.5 см и весит 3967 г, тогда как летняя — 57.9 см и 2374 г. Самцы ее крупнее и тяжелее самок на 4.4 см и 1002 г, тогда как у летней они превышают самок всего на 1.7 см и 226 г. До некоторой степени это стоит в связи с возрастом, так как в общем возраст мигрирующей кеты, по определениям по чешуе, — от 3 до 6 лет (имеется одно единственное наблюдение 7-летней кеты); вместе с тем у летней кеты преобладают четырехлетки (их до 60.2%), тогда как у осенней — пятилетки (56.2%). Замечательно еще, что в четные годы как у осенней, так и у летней кеты наблюдается преобладание рыб старших возрастов, тогда как в нечетные годы — больший процент более молодых возрастов. Наконец, осенняя кета является более плодовитой: количество икринок у нее от 1771 до 5725 штук, тогда как у летней — от 1462 до 3325.