Проходные сельди и их миграции (часть 1)

В некоторых группах проходных рыб способность мигрировать в реки обнаруживается в различной степени у отдельных представителей и как бы выявляет нам отдельные этапы своего развития. В этом отношении особенно показательны сельди. Мы видели уже выше, что, например, в Каспийском море: имеется довольно богато представленная группа сельдей из рода Caspialosa, в которой несколько видов сохранили характер настоящих морских рыб, совершающих, регулярные миграции в море и нерестующих в море же, хотя иногда и избирающих для нереста более опресненные его части, — это сельди бражниковская, долгинская, южнокаспийская, аграханская и астрабадская. К таким же морским сельдям относятся и три вида пузанка (обыкновенный, южнокаспийский и большеглазый). Имеется, однако, и такая сельдь, которую можно назвать полупроходной; это ильменный, или северокаспийский, пузанок, который держится в самой северной части моря, но нерестует в сильно опресненных водах дельты Волги и в ильменях этой дельты, не поднимаясь в реку. Нерест его происходит с первой половины мая до середины июня. Икра его одинаково хорошо развивается как в соленой, так и в пресной воде, и это позволило развести его искусственно в Аральском море. Вместе с ним заходит в дельту Волги и другой, более редкий, суворовский пузанок (С. suvorowi Berg), мечущий, однако, икру не в дельте, л в море близ устьев Волги.
Наконец, третья группа сельдей — это уже настоящие проходные сельди — волжская сельдь (С. volgemis Berg) и черноспинка (С. kessleri Grimm), о миграциях которых мы здесь скажем подробнее.
Волжская сельдь держится в северной части Каспийского моря, встречаясь и у западного и у восточного его берега; весной, в первой половине мая, она входит в Волгу мощными стаями, косяк за косяком. Ее главная область икрометания — в нижнем течении Волги, от Астрахани до Саратова, но частично она поднимается иногда гораздо выше, доходя до Горького и заходя в Каму, по которой идет выше Перми. Кроме того, она заходит в р. Урал и в виде особой расы встречается у Красноводска.
Нерест и икрометание происходят с середины мая до конца июня, причем после нереста часть рыб погибает, остальная же часть сплывает в море. Размножение происходит в возрасте 3—5 лет и, по-видимому, совершается не более двух раз в жизни. Интересно, что эта сельдь, размножающаяся главным образом в реке, сохранила все же еще некоторые намеки на полупроходной образ жизни: иногда, по свидетельству Киселевича (1923), наблюдался ее нерест в волжских подстепных ильменях и в предустьевом пространстве.
Черноспинка распространена по северному и западному берегам Каспийского моря, от Апшеронского п-ва до Мангишлака, и образ жизни ее в море пока еще очень мало известен. Весной, с начала апреля (еще ранее волжской сельди), начинается ход ее в Волгу. Последние стаи входят в начале июня. Поднимается она до Горького, заходит в. Оку до Серпухова и Калуги, и в Каму до Перми и выше, а также входит в р. Вятку. В пресные веды черноспинка вступает с совершенно неразвитыми половыми продуктами, и они дозревают во время ее хода. Районом икрометания является среднее течение Волги между Саратовом и Куйбышевым, а время икрометания — с июня по август. Самый процесс икрометания, по описаниям прежних наблюдателей (Сабанеев), протекает очень бурно: сельдь-сильно бьется и мечется, причем нередко выскакивает из воды на берег. Освободившись от икры, она так слабеет, что выплывает на поверхность и кружится, как одурелая, — это поведение послужило причиной ее местного названия «бешенка». Большая часть черноспинки после нереста погибает, притом размножается она раз в жизни, в возрасте 4—5 лет. Ее поведение во время нереста казалось рыбакам настолько необычайным, что до 50-х годов прошлого столетия се боялись употреблять в пищу, считали поганой и ловили исключительно для вытапливания жира. Академик К. Э. Бэр, исследовавший волжское рыболовство, первый указал астраханцам, что их «бешенка» — ценная сельдь, и рекомендовал применить к пей голландский засол. С этого времени промысел черноспинки и волжской сельди, от которой ее не отличали, стал развиваться, и в настоящее время ее вылавливается белее 20 млн штук. Черноспинка представляет собою уже типичную проходную рыбу, не мечет икры ни в предустьевом пространстве, ни в дельте Волги, всецело привязана своим размножением к реке и даже не возвращается в море живой.