Кета и ее миграции (часть 3)

Опыты мечения кеты также дали результаты, ценные для понимания всей сложности ее миграционных путей. И в этом случае обнаружилось, что рыбы, меченные на севере, иногда направляются на юг. Так, кета, меченная у мыса Начикинского (южнее Карагинского о-ва), была затем поймана у Парамушира (в заливе Сурибати); кета, меченная в Камчатском заливе, была поймана на западном берегу южнее р. Большой, в устье реки «Южной Киишка» (вероятно, р. Кошегочек). Из трех рыб, меченных у мыса Кроноцкого, две направились на север и были пойманы в Камчатском заливе, а одна была добыта в устье р. Озерной, на западном берегу. В то же время мечение кеты в средней части Курильской гряды, у о-ва Тирихой, показало, что она направляется главным образом к западному берегу Камчатки, к рекам Митога, Мысовая, Воровская, Крутогорова и Облуковина, но одна меченная там кета была поймана в Тауйской губе, на северном берегу Охотского моря. Из рыб, меченных у о-ва Парамушира, у мыса Томарисаки, одна направилась в Гижигинскую губу и несколько рыб — в реки вблизи Охотска. Пути, совершенные меченными рыбами, достигали в некоторых случаях 596—798 миль (1073—1 436 км), а средняя скорость их передвижения составляла 24—35 миль (43—63 км) в сутки.
Опыты мечения горбуши не дали новых направлений миграционных путей по сравнению с неркой и кетой (рис. 58). Одна горбуша, меченная в Олюторском заливе, была поймана в Камчатском заливе. Из пяти горбуш, меченных у о-ва Сикотан (у восточного берега о-ва Хоккайдо), три были пойманы на западном берегу Камчатки, у рек Утха и Ича, и две в Охотском районе там же, где метилась кета, у о-ва Тирихой; 11 были пойманы у западного берега Камчатки в реках Ухта, Воровская, Мысовая, Облуковина, Опала и одна горбуша была добыта у о-ва Парамушира.

Кета и ее миграции (часть 3)

Из этих данных можно пока только заключить, что лососевые направляются к берегам Камчатки не только из южнее расположенных вод Тихого океана, проходя через Курильские проливы, но, по-видимому, и из Берингова моря, спускаясь на юг, вдоль восточного берега и огибая о-в Парамушир. Для более широких выводов имеющийся пока материал слишком недостаточен. Рокудзи Сато, впрочем, на основании полученных данных не только определяет среднюю быстроту передвижения нерки в 12.3 мили (22.1 км) в сутки, но и пытается вычислить общие запасы нерки в северной части океана по формуле: y:x = s:z, где у — число меченных рыб, х — число пойманных из них, z — общий улов рыб и s — имеющийся в наличности запас рыбы. Его определение дает цифру 94.7*106, или 94 700 000 особей рыб в 1936 г. Из этого он заключает, что, основываясь на данных вылова Аляски, можно вылавливать без ущерба 35 000 000 рыб. Конечно, такие выводы являются несколько поспешными и преждевременными.
Для выяснения миграционных путей лососевых в море необходимо не только поставить опыты мечения в более широком масштабе как в смысле пространства, так и в смысле времени, но и постараться установить биометрическими исследованиями расы или местные разности отдельных видов, чтобы можно было их узнавать в море. Очень важно было бы также выработать методы лова лососей в открытом море в период их откормки и роста.
Кое-какие выводы мог бы дать и метод мечения мальков, о котором будет подробнее сказано ниже.