Миграции кижуча и чавыча (часть 1)

Кижуч (О. kisutsch Walb.) распространен, подобно нерке, у нас на Камчатке и в восточной части Северного Тихого океана, у берегов Америки, от Пюджет-Соунда до Аляски. Он сравнительно мало изучен, так как в промысловом отношении и количественно, и качественно имеет второстепенное значение (на Камчатке он составляет от 1 до 2% всего улова лососевых), но, насколько мы с ним знакомы, немногим отличается от других своих сородичей. Главная его особенность — очень поздний ход: он последним из лососевых поднимается в реки, и нерест его совершается нередко зимою, с ноября по январь, в незамерзающих ключах. По наблюдениям американцев, он не совершает длинных миграций в реках и поднимается, например, в р. Колумбия не более как на 380 км. У нас, однако, в р. Камчатке кижуч поднимается до Милькова, отстоящего от устья не менее чем на 600 км. Зимой его находят в ключах, что является очень ценным для камчадалов, так как для них это единственная возможность иметь зимой свежую лососевую рыбу. Нерест кижуча в озере около Ушков наблюдался от 17 до 20 января, а в притоках р. Камчатки продолжается иногда до конца февраля и даже до середины марта (Кузнецов, 1928);
В море кижуч, по-видимому, не предпринимает длинных миграций, так как, по наблюдениям американских исследователей, держится вблизи берегов и нередко ловится вне времени своего хода на удочку или в ставные сети. В этом отношении он походит на чавычу.
Чавыча (О. tschawyischa Walb.) — наиболее крупный и наиболее ценный по своим вкусовым качествам тихоокеанский лосось, недаром получивший у американцев название «королевского» (king salmon). Чавыча весит в среднем 8—10 кг, но иногда достигает и 45 кг и за нежный вкус своего светлорозового мяса особенно ценится консервными заводами. По своему распространению она на американском берегу заходит на юг дальше всех других представителей рода Oncorhynchus, так как встречается на 580 км южнее Сан-Франциско; на север она поднимается до устья Юкона и даже единичными экземплярами доходит до мыса Барроу. У нас на Камчатке она в сравнительно небольшом количестве идет в более крупные реки — Камчатку и Большую и в еще меньшем числе поднимается в Анадырь. В общем камчатском улове лососевых чавыча составляет всего лишь 0.3—0.6%. Вот почему у нас чавыча мало исследована, тогда как американскими учеными ее биология изучена довольно хорошо.