Миграции летней и осенней кеты (часть 2)

Все эти различия между летней и осенней кетой — различия в области физиологических и биологических признаков — не достаточны, однако, для того, чтобы признать существование двух настоящих отдельных рас кеты, тем более что в области морфологических признаков до сих пор не удалось найти никаких сколько-нибудь значительных различий между летней и осенней кетой. Такие биологически обособленные группы Берг (1934) предлагает называть сезонными расами, и осеннюю кету он выделяет в качестве «озимой» расы, давая ей название Oncorhynchus keta infrasp. biennis. Она отличается от «яровой» летней тем, что входит в реку позже и с менее развитыми половыми продуктами, поднимается по реке выше, мечет икру позже и, кроме того, является более крупной и более плодовитой. К сожалению, при современном состоянии вопроса не удается установить связь существования двух биологических групп кеты с какими-либо внешними причинами — с температурами или с колебаниями уровня воды в реке. Вполне можно было бы себе представить, например, что в результате летнего половодья и сильного подъема вод пресные струи Амура проникают дальше в Охотское море и привлекают в реку кету, держащуюся в более отдаленных районах моря с более обильным кормом. Это объясняло бы, почему осенняя кета является более крупной, подходит позже и может пройти большее расстояние по реке, — она и в море приспособлена к более отдаленной миграции. Для выяснения этого вопроса было бы, однако, необходимо точно установить распределение в разное время года пресных вод Амура в прилегающей к лиману части Охотского моря, а также выяснить мечением, где зимует в море летняя и осенняя кета.
Следует отметить также, что в реках Камчатки наблюдается еще одна форма кеты, давно отмеченная промышленниками, — так называемая монако. По данным исследований Камчатской рыбно-хозяйственной станции (Крогиус, Бооль и Бараненкова, 1934), монако мельче кеты, размеры ее около 50 см, форма тела несколько иная; у нее имеется большее число пилорических придатков кишечника и на нерест она идет раньше кеты. Подробнее эта форма, однако, не изучена, так же как не изучены и другие расы кеты, без сомнения, существующие.
Весьма замечательны те изменения, которые претерпевает кета в реке во время своего продвижения вверх по течению на нерестилища. Из моря она входит в лиман красивой, стройной рыбой, покрытой серебристой чешуей, с темной, зеленоватой или бронзовой спиной. Однако уже через несколько дней после пребывания в пресной или даже солоноватой воде цвет ее начинает меняться, серебристый блеск утрачивается, тело делается сперва грязносерым, а затем темнеет и становится почти черным. По бокам появляются поперечные светлолиловые полосы, которые потом делаются темнолиловыми и малиново-лиловыми; их 6—7, они разделяются яркими черными полосами, а у брюха сливаются в одну сплошную малиновую полосу. Брюхо густо-черного цвета. Выше боковой линии имеются мелкие черные пятнышки, расположенные особым узором. Плавники становятся темными и даже полость рта — черной (Чернавин, 1921). Все эти изменения в окраске совершаются постепенно во время подъема по реке к нерестилищам.
Вместе с изменением окраски у кеты после входа ее в пресную воду наступает к ряд глубоких изменений в строении тела, в относительных размерах его частей и особенно в строении черепа и зубов. Тело становится выше и площе с боков, на спине образуется небольшой горб, голова делается больше — особенно вследствие того, что сильно вытягиваются в длину рыло и нижняя челюсть. Конец рыла загибается крюком вниз в виде клюва, тогда как челюсть на переднем конце загибается наверх (рис. 60, 61).

Миграции летней и осенней кеты (часть 2)

У кеты, приходящей из моря, почти не развиты или развиты лишь в виде небольших зачатков зубы на челюстях; у кеты во время подъема на нерестилище вырастают огромные зубы на предчелюстных костях, несколько меньшие — на челюстных и такие же большие на зубных костях в нижней челюсти, причем кости эти сами чрезвычайно удлиняются (рис. 61, В). Все эти изменения сказываются главным образом у самцов, — самки не столь резко, изменяются, тогда как самцы превращаются в настоящих чудовищ.
Миграции летней и осенней кеты (часть 2)