Картина хода кеты летней и в особенности осенней бывает нередко очень внушительной. Перед началом хода сперва появляются «передовики» — единичные экземпляры рыбы, затем подходят стаи, делающиеся все более и более многочисленными. Иногда они заметны с берега, особенно если, движутся по мелкому месту, — спинные плавники рыб выставляются из воды. Когда такая стая подходит к ставному неводу-заездку (рис. 62), от которого тянется длинная загородка к берегу, «рыбы останавливаются у нее в громадных количествах и, делая тщетные попытки преодолеть эту преграду, выпрыгивают поминутно из воды, производя такой шум и всплески, что их можно слышать издали. Все пространство у заездка заполняется сплошь рыбой, а все еще приваливают новые и новые стаи ее. Всюду видны головы, спинные плавники кеты, по-всюду вода пенится, как в котле, от массы сталкивающейся между собой и выпрыгивающей из воды рыбы. Простым крючком можно в несколько минут наполнить лодку рыбой. В способе и садке заездка творится что-то невообразимое. Сотни рыб ежеминутно перегоняются из способа в садок, но на смену им являются все новые рыбы... Люди изнемогают от усталости и не успевают вычерпывать рыбу из садка».
Продвижение кеты в устье реки из лимана не всегда совершается сразу. Часто рыба задерживается в лимане или в самом устье, как бы привыкая к пресной воде и выжидая, пока произойдут все необходимые изменения в ее организме. В низовьях реки кета предпочитает итти по более глубокому серединному фарватеру (см. рис. 59), и только часть ее косяков проходит под берегом и становится добычею ставных неводов. Более глубоких мест она придерживается и при дальнейшем ходе по реке. Кета, входящая в Амур, далеко еще не является зрелой. Экземпляры с готовой икрой и молоками представляют редкое исключение: у самцов семенники составляют всего лишь 0.6—1.2% веса тела, тогда как на нерестилищах их вес соответствует 8—10%.
Кроме описанных изменений наружного и внутреннего строения, у кеты при подъеме по Амуру происходят еще более глубокие изменения всего химизма тела, как показывает интересное исследование, проведенное владивостокскими химиками Пентестовым, Ментовым и Курнаевым (1928). Они поднялись по Амуру в 1927 г. до Хабаровска и оттуда по Уссури до устья р. Хор, следуя за ходом кеты и собирая материалы для химического исследования тех изменений, которые происходят в ее организме. При этом выяснилось, что параллельно с описанными выше внешними изменениями происходят крупные внутренние: увеличивается в 1.2—1.5 раза относительный вес костей и в 1.7—2.4 раза вес кожи за счет веса мышц. Состав мышечной ткани во время подъема совершенно меняется: в ней чрезвычайно уменьшается количество сухого вещества (с 31.35 до 14.27% у самцов и с 33.05 до 15.3% у самок) за счет увеличения воды, почти исчезает весь жир от мышц (количество его уменьшается с 9.19 до 0.17% у самцов и с 11.28 до 0.49% у самок) и сильно уменьшается количество азотистых веществ (с 21.8 до 13.26% у самцов и с 20.68 до 13.96% у самок). В общем было определено, что от моря до нерестилища, находящегося на расстоянии 1200 км, теряется жира самцом 98.72%, самкой 97.27%, белка — самцом 57.29%, самкой 57.68%, золы — самцом 47.03%, самкой 47.07%, воды — самцом 15.18%, самкой 20.74%. На основании этого можно сказать, что рыба теряет при этом подъеме более 3/4 всей своей запасенной в виде резервных веществ энергии (самец — 77.24%, самка — 78.75%).
Все эти глубокие изменения происходят, конечно, прежде всего от того, что рыба во время хода совершенно не питается, существуя исключительно за счет тех запасов, которые накоплены в ее организме. За счет этих же запасов совершается и вся та перестройка организма, которая выражается во внешних изменениях. Что же касается энергии, которую приходится затратить кете для того, чтобы попасть на нерестилище, то, по исчислениям названных ученых, она очень велика. Кета передвигается, по их исчислению, со средней скоростью в 47 км в сутки (что совпадает с данными Солдатова), но река течет со средней скоростью в 68 км, так что фактически рыба проходит в сутки 115 км. В результате расход энергии кетой в среднем при ходе по реке в сутки — для самцов 25 810 калорий, для самок 28 390 калорий на каждый килограмм живого веса.
- Миграции летней и осенней кеты (часть 2)
- Миграции летней и осенней кеты (часть 1)
- Кета и ее миграции (часть 3)
- Кета и ее миграции (часть 2)
- Кета и ее миграции (часть 1)
- Лососевые и их жизнь (часть 2)
- Лососевые и их жизнь (часть 1)
- Миграции осетра, белуги, шипа и стерляди (часть 2)
- Миграции осетра, белуги, шипа и стерляди (часть 1)
- Замена естественной миграции искусственной
- Миграции куринской севрюги (часть 5)
- Миграции куринской севрюги (часть 4)
- Миграции куринской севрюги (часть 3)
- Миграции куринской севрюги (часть 2)
- Миграции куринской севрюги (часть 1)
- Севрюга и ее миграции
- Проходные сельди и их миграции (часть 2)
- Проходные сельди и их миграции (часть 1)
- Особенности жизни проходных рыб (часть 2)
- Особенности жизни проходных рыб (часть 1)
- Общий взгляд на миграции камбал (часть 2)
- Общий взгляд на миграции камбал (часть 1)
- Миграции тихоокеанского палтуса (часть 5)
- Миграции тихоокеанского палтуса (часть 4)
- Миграции тихоокеанского палтуса (часть 3)
- Миграции тихоокеанского палтуса (часть 2)
- Миграции тихоокеанского палтуса (часть 1)
- Тихоокеанские камбалы (часть 2)
- Тихоокеанские камбалы (часть 1)
- Речная камбала (часть 2)