Миграции обыкновенного лосося (часть 5)

Весной — сейчас же после ледохода — с середины или с конца мая в наши северные реки начинает подниматься семга, которую рыбаки называют заледкой. Это крупные рыбы, преимущественно самки, с очень слабо развитой икрой.
Несколько позднее, в начале или в середине июня, начинает подниматься семга закройка — тоже крупные рыбы и также главным образом самки, но с более или менее развитыми половыми продуктами, проведшие не менее двух зим в море. Разгар хода закройки наступает во второй половине июня, отдельные же особи попадаются в июле и даже в августе.
С середины июля (иногда несколько ранее, иногда позже) начинает итти в реки летняя семга, или межень, и ход ее продолжается до половины или до конца августа. Это крупная рыба с хорошо развитыми половыми продуктами. Возраст ее определяется пребыванием в море в течение 2—3 лет и более. Часто преобладают самцы.
Наконец, одновременно с меженью идет тинда, соответствующая английским «grilse». Это мелкие самцы, 45—53 см длиной и 1—2 кг весом, пробывшие всего один год в море, но имеющие сильно развитые половые железы, подготовленные для скорого нереста. Встречаются среди них и самки, но редко. Разгар хода тинды приходится на середину августа, единичные особи встречаются и в сентябре. Ходом тинды годовой круг миграций лосося в реку замыкается.
Исследованиями установлено, что весенние ходы заледки и частично закройки представляют собою по существу продолжение осеннего хода семги. Ход этот прерывается замерзанием реки, и рыба ожидает весны около устья или в самом устье. В р. Кеми осенняя семга зимует в нижнем течении, в 32 км от устья. В других случаях возможно, что она зимует в самом устье, но это остается незамеченным, так как промысла там зимой нет.
Таким образом, осенняя семга, листопадка, заледка и отчасти закройка — все это, по-видимому, один осенний ход, соответствующий осеннему и зимнему ходу в Рейне, Эльбе, Висле и в других реках Западной Европы, где такой ход имеется. В Шотландии весенний лосось, без сомнения, соответствует нашей заледке и закройке. У нас, благодаря суровым климатическим условиям, осенне-зимний ход оказывается разорванным, причем часть рыбы зимует в реке, другая, запоздавшая, зимует в устье.
Что касается хода межени, то он представляет собою летний ход и сопровождается, как и на западе, ходом тинды. Межень и тинда не зимуют в реке, а направляются осенью прямо из моря в реку на нерестилище, — иначе говоря, их нерест происходит в тот же год, когда они вошли в реку.