Нерест, икрометание и развитие мальков лосося (часть 2)

В прежние времена думали, что лосось входит в реку для икрометания чуть не ежегодно и размножается много раз в своей жизни. Более тщательные исследования недавнего времени, основанные на изучении чешуи, показали, что это не так: большая часть лососей мечет икру только раз в жизни, как либо при спуске в море погибает естественной смертью, либо гибнет в результате промысла. На чешуе лососей удается прочитать не только возраст рыбы и время пребывания ее в море и в пресной воде (так как кольца того и другого периода сильно различаются), но и количество икрометаний: во время пребывания рыбы в реке и на нерестилище края чешуи обтираются и частично рассасываются из-за голодания, так что при дальнейшем росте чешуи получается хорошо заметная под микроскопом нерестовая марка (рис. 73). При просмотре большого количества чешуи рыбы, поднимающейся в реке, удается установить процентное содержание особей, пришедших в реку во второй раз. Исследования в этом направлении показали, что в реках, где сильно развит промысел, количество таких рыб невелико.

Нерест, икрометание и развитие мальков лосося (часть 2)

В реках Англии и Шотландии, по данным Мензиса, таких рыб имеется от 1.7 до 5%, в реках Норвегии — от 2 до 10%, в Рейне, по Билеру, также не более 10%. Однако в наших северных реках, менее подвергающихся облову, относительное количество рыб, поднимающихся в реку вторично, гораздо больше: в р. Поное их 25%, в р. Пинеге — 22.6% самцов и 15.4% самок, в р. Мезени — 21.7% среди летней семги и 20.4% среди осенней (Берг, 1936). Чаще всего поднимаются вторично в реку мелкие самцы «grilse», которые иногда отправляются вторично в путь уже через несколько месяцев пребывания в море, причем появляются в реке в качестве летних лососей. Весенние лососи вторично входят в реку тоже всегда в качестве весенних, что может служить еще одним доказательством унаследования их «озимого» характера.
Среди вторично входящих в реку лососей значительно преобладают самки над самцами, так как последние в реке после нереста вообще погибают в гораздо большем количестве. Мензис среди обширного материала вторично нерестившихся рыб Шотландии нашел лишь несколько самцов, притом все они до первого нереста оставались в море три года и между первым и вторым нерестом — столько же. Среди 6741 исследованных рыб из р. Спи (Spey) только 0.2% имели по две нерестовых марки, а среди 8313 рыб из р. Ди (Dee) последние имелись лишь у 0.1%. Во всей этой большой коллекции не нашлось ни одной рыбы с тремя нерестовыми марками. Странным образом, однако, в р. Эдд (Add) не только наблюдался большой процент рыб, вводивших вторично в реку, а именно 6.5% от всего числа рыб, но и имелось 2.9% рыб с тремя нерестовыми марками. Наконец, в той же реке была поймана покатная самка с четырьмя нерестовыми марками, бывшая, следовательно, на нересте пятый раз, — ей было 8 лет и в течение пяти лет подряд она ежегодно поднималась в реку. Вторая такая же самка была добыта в р. Юкон и, наконец, третья самка с четырьмя нерестовыми марками известна из Лок-Мэри (Loch Maree), но она значительно старше и представляет собою даже наиболее старую самку лосося, известную в реках Шотландии, — ей 13 лет. Еще одна рыба с четырьмя нерестовыми марками была обнаружена в р. Моиси в восточной Канаде (рис. 74).
Нерест, икрометание и развитие мальков лосося (часть 2)

Среди наших северных лососей найдены пока особи лишь с двумя нерестовыми марками, поднимавшиеся в реку на третий нерест. Таких рыб в р. Поное встретилось среди 192 особей, обладавших нерестовыми марками, всего семь штук, притом все они были осенними; в р. Пинеге, однако, из 57 уже нерестовавших рыб 18 нерестовали дважды (Берг, 1936).
Таким образом, вторичный нерест лосося в настоящее время является не столько правилом, сколько исключением. Однако, судя по нашим северным рекам, можно думать, что это обусловливается в значительной степени истребительной деятельностью человека, промысла которого уничтожают крупных особей и не допускают их ко вторичному подъему. До вмешательства человека атлантический лосось, вероятно, гораздо резче отличал от тихоокеанских видов своей способностью к многократной нерестовой миграции.