Возвращается ли лосось в "свою" реку (часть 2)

В течение последних 25 лет для выяснения этого вопроса были проведены многочисленные и требовавшие больших средств и сил исследования, к которым были привлечены самые выдающиеся представители науки Соединенных Штатов и Канады. Трудами Клеменса, Притчарда, Ферстера, Рича, Вильямсона и целой плеяды молодых исследователей вопрос был в значительной мере выяснен, и появилась обширная литература докладов и отчетов. Большой заслугой Шиира было суммирование всех этих замечательных исследований и подведение итогов.
Для решения вопроса, существует ли у лососей инстинкт возвращения «домой» («homing instinct» американцев), необходимо было прежде всего создать удобную и надежную методику мечения мальков. Обычное мечение серебряными метками с номерками для этих небольших и нежных рыбок, конечно, не применимо. Единственно возможным способом мечения являлась ампутация плавников — грудных, брюшных и жировых в разных комбинациях. Будучи отрезаны под самый корень, плавники не отрастают вовсе, рыба легко переносит операцию и привыкает обходиться без этих плавников, не играющих большой роли при передвижении. Мальки оперировались в верховьях рек многими тысячами и пускались обратно в реку; через несколько лет, когда они возвращались, их можно было узнать по отсутствию плавников. Шиир приводит большую сводную таблицу результатов тридцати продолжавшихся по нескольку лет опытов мечения, проведенных в реках, впадающих как в Тихий океан, так и в Атлантический. В реках последнего, а частично и в европейских водах — Шотландии и Швеции, производились опыты над нашим обыкновенным лососем-семгой. В помещенной ниже таблице приводятся лишь наиболее интересные цифры, показывающие, между прочим, как велик тот экспериментальный материал, на который опираются в своих выводах исследователи.
Таблица эта обнаруживает, что очень часто меченые лососи находятся исключительно в той же реке, где они вывелись, или в ближайших к ней реках. Так, в опытах с неркою, предпринятых Клеменсом, Ферстером и Притчардом (Clemens, Furster а. Pritchard, 1939) в течение ряда лет на р. Фрезер, из 469 326 меченых мальков были получены обратно лишь 10 896 взрослых рыб, но из них 2492 были пойманы в том же оз. Культус, в котором они метились, а 8404 — в системе р. Фрезер, по пути к этому озеру, где они вывелись и куда вновь шли метать икру.

Возвращается ли лосось в "свою" реку (часть 2)

Такие же результаты дали опыты мечения чавычи, поставленные Ричем и Холмсом (Rich а, Holmes, 1928) в р. Колумбии и Снайдсром в реках Клемет и Сакраменто. В одном из этих опытов, впрочем, 150 рыб были пойманы в море. Имеется, однако, некоторое количество наблюдений и над попаданием рыб в другие реки. Так, в опытах мечения Тэфта и Шаповалова (Taft а. Shapovalov, 1938), предпринятых над кижучем в р. Уэдделль в Калифорнии, 35 рыб оказались в другой реке, но ее устье отстояло всего в пяти милях от их родной реки, в которой были пойманы 140 меченых рыб. Иногда меченых лососей находили в реках, устье которых отстояло на 100 и даже на 200 миль от устья родной реки, но в этих случаях дело касалось рыб, меченных в самых устьях рек, а наблюдениями установлено, что мальки могут держаться в устье реки, в которой они вовсе не родились: они заходят туда из устья другой реки по морю. На основании имеющегося огромного материала наблюдений можно сказать, что лососи большей частью возвращаются для икрометания в реку, в которой они родились. Если и происходит некоторое рассеяние, то лишь в отдельных случаях и на небольшое расстояние.
Некоторые опыты мечения показали даже, что рыбы возвращаются именно в те притоки большой реки, где они вышли из икры. Рич и Холмс пометили 170 000 мальков чавычи в одном из притоков р. Колумбии, в 150 милях от устья; большая часть меченых взрослых чавыч была затем поймана в главной реке ниже устья притока, но 99 рыб пришли метать икру в самый приток, и несколько рыб было поймано немного выше и немного ниже устья этого притока. Интересно, что когда в каком-нибудь притоке большой реки выпускались меченые мальки, выведенные из икры, отложенной в верхних притоках, взрослых рыб лишь в очень ограниченном количестве вылавливали в этом притоке (например 6 из 374), в огромном же большинстве рыбы поднимались выше по реке, и их ловили ближе именно к тем притокам, где была отложена икра.