Происхождение миграций лососей (часть 1)

В заключение попытаемся рассмотреть явление миграции лососевых в историческом разрезе, помня, что с каждым явлением природы надо знакомиться не только в его статике, но и в динамике, не только в его настоящем состоянии, но и в процессе развития и становления. Правда, геологическая история океанов и их фауны пока нам еще мало известна, и многое из изложенного ниже может показаться недостаточно обоснованным и проблематичным. Нам кажется, однако, что при современном состоянии знаний все же можно уже поставить некоторые вопросы и попытаться на них ответить, хотя бы для того, чтобы обратить на них внимание будущих исследователей.
Вопрос о том, где следует искать родину лососевых рыб — в Атлантическом или в Тихом океане, должен быть решен в пользу последнего, — в этом едва ли могут быть какие-либо сомнения. В Северном Тихом океане мы встречаем как более древний и более примитивный род Oncorhynchus, так и несомненно произошедший от него или от общего с ним предка род Salmo. Последний представлен в Тихом океане настоящим морским лососем, вполне соответствующим атлантическому, — S. penshinensis Pall,. и американскими тайменями и форелями — S. gairdneri Rich., S. irideus Gilb. и S. clarkii Rich. Первый из этих трех видов также спускается в море и поднимается в реки, но сказать, ближе ли он к атлантическому лососю или к морской таймени (S. trutia L.), пока трудно, так как сведений о нем очень мало. „Камчатская семга" (S. penshinensis) производит впечатление реликта: ее область распространения ограничивается западным (охотским) берегом Камчатки, и то, по-видимому, не на всем протяжении, встречается она в небольшом числе и идет не во все реки. Точно так же и произошедшая несомненно от нее таймень-микижа (S. mykiss Walb.) ограничена в своем распространении Камчаткой. Можно предположить, что род Salmo, возникший в северной части Тихого океана, не выдержал здесь сильной конкуренции со стороны более давних аборигенов, видов Оncorhyrtchus, и уцелел лишь в виде реликтов — камчатской семги и микижи и в виде пресноводных и полупресноводных американских видов.
Когда и каким путем попал род Salmo в Атлантический океан, — на этот вопрос, нам кажется, также можно дать ответ вполне определенный. Ввиду большой однородности морского лосося (S. salar) в Атлантическом океане и полного отсутствия у него местных форм, надо думать, что он здесь недавний пришелец и проник сюда или незадолго до ледникового периода, или во время этого периода, быть может, в межледниковое время, когда наступило потепление и отступание ледников. Замечательно, что современные границы распространения лосося на обоих: берегах Атлантического океана почти совпадают с границами распространения материкового льда в ледниковый период: лосось доходит до мыса Код у берегов Америки и до р. Дуеро в Португалии, а в период максимального оледенения ледниковый покров оканчивался с одной стороны в долине Темзы, с другой — в штате Мэн (рис. 77).

Происхождение миграций лососей (часть 1)

Ввиду того, что в настоящее время лосось совершенно отсутствует у азиатского побережья Ледовитого океана от Карского моря до Берингова пролива и в сибирских реках нет никаких признаков его прежнего пребывания (в них нет ни тайменей, ни форелей), является более вероятным, что из Тихого океана в Атлантический он попал в период потепления через арктический архипелаг Северной Америки. Нахождение его в настоящее время. у западного берега Гренландии и в Гудсоне, а равно то изобилие различных форм речных форелей, которое мы встречаем в реках Северной Америки бассейна как Тихого, так и Атлантического океана, может служить подтверждением, этому предположению. Если же лосось действительно попал в Атлантический океан вокруг северного побережья Америки в течение ледникового периода, то здесь он, как холодноводная рыба, не встретил себе опасных конкурентов и мог свободно распространиться по обоим берегам океана в полосе, непосредственно примыкающей к пловучим льдам.