Влияние течений, приливов и отливов на миграции рыб (часть 2)

Береговые рыбы, таким образом, не подвергаются пассивным миграциям, а потому и активные миграции их очень незначительны: они сводятся к перемещениям на короткие расстояния, к подходу к берегам для икрометания и отходу от них на глубины для питания или на зимовку. Мы не находим среди них видов, которые совершали бы отдаленные миграции. То же самое, как мы видели в предыдущей главе, можно сказать и о рыбах, обитающих в пресноводных стоячих водоемах. Что касается речных рыб, то им приходится еще более, чем прибрежным рыбам моря, бороться с движением воды в одном направлении, и мы видели уже выше, что они вырабатывают различные приспособления и инстинкты для того, чтобы удержаться в той части реки, к которой приспособлены. Их миграционные способности также незначительны, если только не унаследованы от предков, совершавших миграции из моря в пресные воды.
Мы видим, следовательно, что длинные миграции рыб в значительной степени порождаются движениями воды, — они являются как бы приспособлением к последним, притом совершенно неизбежным, так как, если бы молодые рыбы, далеко отнесенные течением от места своего рождения, не возвращались обратно, им приходилось бы приноравливаться к условиям, для них новым, а не к тем, к которым приурочена их организация, унаследованная от родителей. Установившийся в течение веков цикл из пассивной и активной миграции закрепляется наследственностью за определенной группой рыб, иногда получающей и некоторые морфологические особенности и превращающейся в расу. Этот цикл остается неизменным или, вернее, колеблющимся в определенных пределах, пока сохраняются относительно неизменными внешние условия, его породившие.
Несколько более сложный миграционный цикл наблюдается у рыб проходных, морских по происхождению, но приспособившихся к проведению части своей жизни в пресной воде. Их икра, отложенная в верховьях реки, как у всех пресноводных рыб, неподвижна и иногда (как у лососей) даже предохранена от перенесения в другое место тем, что зарыта в грунт. Мальки первое время также неподвижны, затем совершают наполовину пассивную миграцию вниз по течению реки и, наконец, став более самостоятельными, уже совершенно активно вступают в море. При дальнейшей жизни в море совершаются также иногда значительные миграции, не имеющие определенного направления. С наступлением половой зрелости у них, однако, наступает обратная активная нерестовая миграция к устью реки и вверх по ней, и цикл замыкается. Главная сложность здесь в двукратном, а иногда и многократном переключении рыбы от жизни в пресной воде к жизни в морской и обратно, — это переключение связано с физиологической перестройкой всего организма рыбы.