Миграции пикши в атлантических водах (часть 2)

В течение первого и второго года своей жизни мальки пикши держатся в Немецком море преимущественно на глубинах; с наступлением третьего года, достигнув 24—27 см длины, они начинают совершать более значительные миграции и появляются в более мелкой, южной части моря. Притом эти миграции связаны с временем года: в южной части моря максимальное количество молодых пикш наблюдается с июля по сентябрь, минимальное — с марта по май. У берегов Фрисландии пикши редко встречаются с марта по май; начиная с июля количество их увеличивается, но они держатся глубже 40 м, тогда как с октября по январь появляются на небольших глубинах, по-видимому, в связи с подступом в то время года к берегам более теплой и соленой атлантической воды. Миграции молодых пикш в южную часть Немецкого моря связаны, без сомнения, с поисками пиши. Они питаются преимущественно мелкими донными животными, как ракообразные, особенно амфиподы, моллюски, черви и иглокожие, — эта пища в изобилии находится на более мелких местах. С возрастом миграции пикши становятся все более и более удаленными, и взрослые рыбы 5—10 лет и в 45—70 см длиной не только совершают отдаленные экскурсии в пределах Немецкого моря, но и идут вдоль берегов Норвегии на север и ловятся там, по наблюдениям Эренбаума, между Медвежьим о-вом и Шпицбергеном; стаи их направляются и в Баренцово море и становятся добычей мурманского промысла.
Имеется ли в Баренцовом море местная пикша, которая там размножается и вырастает, еще не выяснено, так как у нас до сих пор мало уделяли внимания этой ценной рыбе, составляющей значительную часть уловов наших траулеров. В литературе имеются, однако, некоторые указания на то, что в марте в западной части Баренцова моря, на 71° с. ш., встречались самки с развитой икрой, а в июне — самцы с текучими молоками. Однако уже это расхождение во времени заставляет относиться с большой осторожностью к предположению, что там происходит нерест.
Крупные экземпляры пикши в Немецком море после нереста и икрометания нередко следуют за стаями сельди, которой питаются, и направляются затем к сельдяным банкам у восточных берегов Англии и Шотландии. Иногда они избирают и южное направление и ловятся не только в Ламанше, у южных берегов Англии, но и в Бискайском заливе. При своих странствованиях пикша обнаруживает способность проходить гораздо большие расстояния, чем треска, а также и спускаться на значительные глубины; тогда как треска редко идет глубже 500 м, пикша встречается даже и на 1000 м глубины. К сожалению, до сих пор в водах Западной Европы и у нас производилось очень немного опытов мечения пикши и миграционные пути ее нам мало известны. Одно лишь можно с уверенностью сказать, что амплитуда миграций этой рыбы гораздо значительнее, чем у трески.
Если взглянуть на миграции пикши с такой же исторической точки зрения, с какой мы рассматривали выше миграции трески, то можно высказать предположение, что эта рыба, возникшая, по-видимому, в более теплых областях моря и, без сомнения, также оттесненная льдами во время ледникового периода далеко на юг, после начавшегося отступления льдов, подобно треске, двинулась за ними к северу. В силу своей потребности в теплой воде, особенно на молодых стадиях развития, она не могла, однако, продвинуть так далеко на север места своего размножения, как треска, и в настоящее время еще лишь завоевывает северные воды, совершая отдаленные миграции и, быть может, пытаясь размножаться на севере. По-видимому, однако, до сих пор она не образовала местных северных рас или, во всяком случае, это удалось ей в меньшей степени, чем треске. Возможно, что и конкуренция трески, более выносливой к холоду в любом возрасте, является препятствием к ее успешному распространению.