Действие света и температуры воды на миграции рыб

Действие света в качестве направляющего фактора при миграциях рыб не столь твердо установлено (Chidester, 1923). Правда, в тех вертикальных миграциях пелагических личинок рыб, которые, как мы уже говорили, они совершают совместно с остальным планктоном, положительный и отрицательный фототропизм может играть роль, но возможно, что в этом случае личинки рыб просто идут за более мелкими животными и растительными организмами планктона, которыми питаются. Отрицательный фототропизм обнаруживают угри, когда направляются из реки в море (как мы видели, они избирают для этого безлунные ночи). Роль зрения при миграциях не особенно велика, так как в воде нет никаких ориентировочных точек, которыми возможно было бы руководствоваться. Зрение может служить лишь для того, чтобы избегать врагов и ловить свою добычу. Рыба может им пользоваться также для определения мутности и прозрачности воды, но в данном случае в оценке воды могут участвовать, также обоняние и вкус.
Большое значение в смысле направления миграций рыб имеет температура, являющаяся вообще одним из важнейших факторов внешней среды, так как от нее зависит скорость и интенсивность всех внутренних процессов, прежде всего процессов роста и развития. Рыбы большею частью «стенотермичны», т. е. приспособлены к узким температурным границам, и трудно переносят резкое понижение или повышение температуры против установленной для каждого вида нормы. Молодые стадии рыб — икра, личинки, мальки — особенно требуют тепла для возможно быстрого развития, и в значительной степени этим обусловливается как образование пелагической икры, плавающей в поверхностных, наиболее сильно прогреваемых слоях воды, так и нерестовые миграции рыб к берегам и откладывание икры на мелководьи, иногда у самой береговой черты, в заливах и бухтах, а у речных рыб — на заливных лугах, словом, везде,, где тонкий слой воды легко прогревается лучами солнца. Впрочем, и помимо икрометания многие береговые рыбы летом приближаются к берегам, привлекаемые более высокими температурами воды. Наоборот, на севере холодолюбивые рыбы, вроде сайки или наваги, отходят летом от берегов и встречаются у окраин льдов.
Чувствительность рыб к температуре иногда очень значительна. По опытам Шельфорда и Поуерса (Shelford а. Powers, 1915), сельди реагируют уже на разницу температуры в 0.2°; точно так же и приведенные в первой главе наблюдения Гейнке над сельдью в Кильской бухте заставляют думать, что она очень чувствительна к повышению и понижению температуры. В какой мере, однако, при миграционных движениях хотя бы та же сельдь руководствуется только температурой, сказать очень трудно, тем более, что изменение температуры обыкновенно сопровождается изменением солености воды, а последнее еще легче ощущается рыбами, обладающими химическим чувством. Впрочем, в некоторых случаях определенно доказано что рыба обращает внимание на температуру. Так, по наблюдениям Чемберлена, нерка идет в те реки, которые выходят из озер, а именно у этих рек температура воды несколько выше, чем у других, и выше температуры морской воды. По отношению ко многим рыбам удалось установить, что они мечут икру лишь при определенных температурах и допускают колебания их лишь в известных пределах. Впрочем, эта привязанность к определенным температурам свойственна обыкновенно не отдельным видам рыб, а тем или иным группам, расам или местным разностям, и в других водах даже для близких рас температуры икрометания могут быть совершенно иными. Само собой разумеется, что отношение к тем или иным температурам и у одного вида может меняться в зависимости от возраста или ст биологических условий: так, при входе в реку из моря рыба может обнаруживать предпочтение более высоким температурам, при скате из реки в море может переходить в более холодные воды. Мы видели также, что продвижение лососей вверх по реке останавливается при встрече с водой низкой температуры, например со снеговыми водами.