Рыбовод может играть активную роль в подготовке рыб к нересту и обеспечении необходимых для него условий или не вмешиваться в этот процесс. В одних случаях можно выращивать взрослых рыб в прудах и собирать потомство после выклева личинок из икры (например, Tilapia sp.). В других (например, Ictalurus punctatus и большинство морских видов) необходимо создавать специальные условия для предотвращения резорбции, а также вымета такой икры, которая не будет впоследствии оплодотворена или из-за неблагоприятных условий окружающей среды окажется нежизнеспособной. Наконец, могут быть использованы методики, включающие подбор пар и контроль за каждой стадией воспроизводства. Генетический контроль посредством селективного размножения — наиболее сложная форма ведения аквакультуры.
Простое определение пола культивируемых животных может быть в некоторых случаях затруднительным, особенно у рыб. У мелких сомиков пол особенно трудноразличим, за исключением периода нереста. Определить пол морских рыб, выращиваемых в аквакультуре, обычно также нелегко, даже если приближается нерестовый сезон. У некоторых видов идентификация пола основана на том, что перед нерестом брюшко самок, заполненное икрой, раздувается. Любая рыба, у которой отсутствует этот признак, считается самцом при условии, что рыба достигла половой зрелости. Иногда разнополые особи заметно отличаются друг от друга по размерам. Самцы камбалы (Paralichthys sp.) часто значительно меньше самок, и у рыбоводов, которые для разведения стараются отбирать из природных популяций крупных рыб, иногда все пойманные особи оказываются самками. Самцы большинства видов тиляпии растут быстрее, чем самки, хотя это различие в конце периода роста не так заметно, как у камбал.
У некоторых видов культивируемых животных все же имеются существенные половые различия, особенно во время нерестового сезона. Например, самцы Tilapia mossambica перед нерестом различаются по цвету, а в остальное время года особи разного пола могут быть похожими. Самцы и самки разных тропических рыб заметно различаются по форме тела и по цвету, однако культивируемые организмы, как правило, по этим признакам сходны.
У большинства ракообразных, представляющих интерес для культивирования, пол легко различим. Некоторые тепловодные виды, такие, как голубой краб, флоридский омар и пресноводные креветки, вынашивают яйца на поверхности тела, поэтому во время нерестового сезона, после того как начнется инкубация яиц, самок можно легко определить. В большинстве случаев имеются и другие внешние признаки, позволяющие на протяжении всего года быстро и надежно различать самцов и самок. Например, абдомен молодых самок голубого краба (Callinectes sapidus) имеет треугольную форму с вершиной, направленной вперед от его основания, а у взрослых самок абдомен становится округлым. У самцов абдомен узкий и длинный (рис. 6.1). Со стороны спинки самцы и самки неразличимы. Самцы морских и Пресноводных креветок имеют орган, называемый петазмой, который располагается на первой паре плеопод и может рассматриваться как дополнительный придаток этих конечностей. Петазма используется для переноса сперматофора к самке, где он прикрепляется к теликуму — органу, расположенному между торакоподами задней пары, чуть впереди от них.
Существующие методы разведения культивируемых видов исключительно разнообразны. Поскольку описать их все подробно невозможно, ниже приведены лишь общие сведения о разведении некоторых наиболее распространенных видов животных, выращиваемых в тепловодных хозяйствах.
- Стратегии воспроизводства (часть 1)
- Составление экспериментального корма (часть 2)
- Составление экспериментального корма (часть 1)
- Нормы кормления (часть 3)
- Нормы кормления (часть 2)
- Нормы кормления (часть 1)
- Раздача корма
- Кормление (часть 2)
- Кормление (часть 1)
- Составление рецептур и гранулирование кормов (часть 3)
- Составление рецептур и гранулирование кормов (часть 2)
- Составление рецептур и гранулирование кормов (часть 1)
- Токсические вещества
- Физические и химические свойства кормов
- Углеводы
- Липиды (часть 2)
- Липиды (часть 1)
- Белки (часть 3)
- Белки (часть 2)
- Белки (часть 1)
- Минеральные вещества (часть 2)
- Минеральные вещества (часть 1)
- Витамины (часть 2)
- Витамины (часть 1)
- Энергия и рост (часть 3)
- Энергия и рост (часть 2)
- Энергия и рост (часть 1)
- Искусственные корма (часть 2)
- Искусственные корма (часть 1)
- Культивирование зоопланктона (часть 2)