Заградительные рыбозащитные сооружения (часть 2)
На рис. 59 и 60 приведены полученные по результатам серии специальных экспериментов графики параметров выживаемости рыб в зависимости от продолжительности и числа их контактов с заграждением, а также от скорости на оси струи при ударе о преграду. Эти графические зависимости можно использовать при назначении параметров рыбозащитного экрана и системы его очистки. Проектом необходимо предусматривать отвод молоди от экрана за такое время, при котором количество и время контакта молоди с экраном не превысят допускаемых значений по условиям выживаемости.
В противном случае происходят травмирование и гибель рыб, причем не только от прижатия к экрану, но и из-за потери чешуи и повреждения жаберных крышек при попытках молоди оторваться от заградителя.
Скорости фильтрации потока через заграждение. Защита рыб рыбозаградителями обеспечивается только в том случае и до тех пор, пока вся молодь рыб способна противостоять сносу на заграждение. Когда молодь вследствие больших скоростей течения или усталостности перестает сопротивляться потоку, она прижимается к заграждению и гибнет.
Из этого следует, что применение заградительных рыбозащитных сооружений возможно только в тех случаях, когда скорость фильтрации потока через плоскость заграждения (экрана) vз меньше сносящей uсп.
Необходимо учитывать, что для молоди рыб величина сносящей скорости является переменной и зависит от ряда факторов: усталости рыб, условий ориентации, суточного ритма активности и т. д. При скорости vд ≈ uсн молодь способна сопротивляться потоку в течение 20-30 с. Это означает, что она не будет прижата к заграждению типа, например, вертикальной плоской сетки при его протяженности, равной 300-350 длинам тела рыб. В этом случае для молоди с длиной тела 25 мм протяженность экрана составит 8-9 м, а его площадь - не более 30-40 м2. При сквозности 0,75 через такое заграждение может быть пропущен расход до 10 м3/с
Повысить пропускную способность рыбозаградительного сооружения можно или при скорости vд > uсн или при увеличении площади рыбозаградительного экрана. В первом случае будут иметь место прижатие и гибель молоди, во втором - увеличение длины заграждения и, следовательно, время прохождения молодью пути до рыбоотводящего тракта, что приведет к усталостности и травмированию рыб у экрана.
- Заградительные рыбозащитные сооружения (часть 3)
- Заградительные рыбозащитные сооружения (часть 4)
- Базовые схемы заградительных рыбозащитных сооружений (часть 1)
- Базовые схемы заградительных рыбозащитных сооружений (часть 2)
- Базовые схемы заградительных рыбозащитных сооружений (часть 3)
- Базовые схемы заградительных рыбозащитных сооружений (часть 4)
- Базовые схемы заградительных рыбозащитных сооружений (часть 5)
- Фильтрующие рыбозаградительные сооружения (часть 1)
- Фильтрующие рыбозаградительные сооружения (часть 2)
- Фильтрующие рыбозаградительные сооружения (часть 3)
- Отгораживающие рыбозащитные устройства (часть 1)
- Отгораживающие рыбозащитные устройства (часть 2)
- Отводящие рыбозащитные сооружения
- Принцип действия отводящих рыбозащитных сооружений (часть 1)
- Принцип действия отводящих рыбозащитных сооружений (часть 2)
- Принцип действия отводящих рыбозащитных сооружений (часть 3)
- Принцип действия отводящих рыбозащитных сооружений (часть 4)
- Принцип действия отводящих рыбозащитных сооружений (часть 5)
- Вторая группа отводящих рыбозащитных сооружений
- Конструктивные решения отводящих рыбозащитных сооружений (часть 1)
- Конструктивные решения отводящих рыбозащитных сооружений (часть 2)
- Конструктивные решения отводящих рыбозащитных сооружений (часть 3)
- Конструктивные решения отводящих рыбозащитных сооружений (часть 4)
- Конструктивные решения отводящих рыбозащитных сооружений (часть 5)
- Отвод рыб от рыбозаградительного устройства в водоем (часть 1)
- Отвод рыб от рыбозаградительного устройства в водоем (часть 2)
- Отвод рыб от рыбозаградительного устройства в водоем (часть 3)
- Рыбоспускные устройства для транзитного пропуска (часть 1)
- Рыбоспускные устройства для транзитного пропуска (часть 2)
- Рыбоспускные устройства для транзитного пропуска (часть 3)