Последствия проблемы стандартизации и сертификации (часть 1)

По мере того, как число стандартов, систем сертификации и требований растет, у производителей и потребителей возникают сомнения в их полезности. Производители и производящие страны в особенности задают вопрос о том, дублируют ли частные стандарты и системы сертификации работу правительства, или дополняют ее. Кроме того, потребители спрашивают, действительно ли частные системы обеспечивают лучшую охрану их самих и окружающей среды и/или содействуют социальному равенству.
В таких областях как безопасность пищевых продуктов, состояние здоровья животных и экологическая устойчивость, правительственные органы приняли законы и постановления и разработали программы инспекций и сертификации, обеспечивающие их применение. В связи с этим правомерно спросить, действительно ли работа частных организаций, занимающихся сертификацией, дополняет или приумножает работу правительств или она просто добавляет еще один уровень к издержкам соблюдения.
Как представляется, эти издержки в непропорциональной степени ложатся на плечи производителей. Также выражается озабоченность по поводу затрат и выгод для мелких производителей в сфере рыболовства и аквакультуры в развивающихся странах.
Многие национальные санитарные нормы, стандарты и программы сертификации основаны на работе Комиссии ФАО/ВОЗ «Кодекс Алиментариус» и Всемирной организации здоровья животных (ВОЗЖ). В Соглашении Всемирной торговой организации (ВТО) по применению санитарных и фитосанитарных мер (Соглашение СФС) обе эти международные организации признаны компетентными органами для установления международных торговых стандартов в области соответственно безопасности пищевых продуктов и состояния здоровья животных.
Обе организации, как оговаривается в Соглашении СФС, используют научные оценки риска для разработки стандартов, которые принимаются на основе прозрачного консультативного процесса с участием членов каждой из этих организаций. Частные стандарты, разработанные в ответ на запросы коммерческих сторон (особенно розничной торговли и супермаркетов), не проверяются на предмет соблюдения мер регулирования, содержащихся в Соглашении СФС. Безусловно, есть основания полагать, что многие частные стандарты не соответствуют установленным в Соглашении СФС обязательным положениям. Рост применения частных стандартов может в конечном счете подорвать с трудом достигнутое улучшение процедур доступа к международному рынку, которые последовали за введением Соглашения СФС в 1994 году.
В связи с этим многие производители и экспортирующие страны придерживаются того мнения, что частные стандарты в области санитарии представляют собой неоправданные ограничения для торговли, особенно в тех случаях, когда они вводят санитарные меры, дублирующие те, что применяются компетентными органами экспортирующей страны, которые основаны на рекомендациях соответствующих международных органов по определению стандартов (ВОЗЖ и Комиссии «Кодекс Алиментариус») или компетентных органов импортирующей стороны (например, Ветеринарной комиссии ЕС).
Частные стандарты не всегда применяются последовательно к отечественным и импортируемым товарам, или ко всем экспортерам, что потенциально может вести к дискриминирующему подходу к некоторым товарам или странам.