Субсидии в торговле и рыбном хозяйстве

В BTO обсуждаются новые меры по регулированию субсидирования в секторе рыбного хозяйства. Это обсуждение началось после того, как министерская декларация BTO потребовала от участников «прояснить и усовершенствовать меры BTO по регулированию субсидирования рыбного хозяйства с учетом важного значения этого сектора для развивающихся стран» (пункт 28, 28 ноября 2001 года). С момента начала этих переговоров была проделана большая работа. В ноябре 2007 года председатель группы, ведущей переговоры по рыболовству, представил проект доклада. В этом проекте председателя предлагается наложить широкий запрет на субсидии, которые способствуют перелову и избытку мощностей. В нем также предлагаются общие исключения из запретов для всех членов ВТО, а также особое и дифференцированное отношение для развивающихся стран. Однако общие исключения и особое и дифференцированное отношение предоставляются при условии, что члены BTO уже ввели систему управления рыболовством, направленную на предотвращение перелова. В докладе председателя предлагается, чтобы члены ВТО, которые хотят предоставить субсидию, подпадающую под положения об общем исключении или особое и дифференцированное отношение, информировали ФАО о своей системе управления. Предлагается, чтобы ФАО, прежде чем субсидия будет выдана, провела экспертную оценку системы управления этих стран. Однако следует отметить, что на данном этапе переговоры в BTO еще не закончились. Как только переговоры по субсидированию рыболовства завершатся, в принятом документе будет разъяснена отведенная ФАО роль и характер экспертной оценки.
После вступления в BTO Китая (в 2001 году) и Вьетнама (в 2007 году) все основные страны, производящие, импортирующие и экспортирующие рыбу, являются членами этой организации, за исключением Российской Федерации. В 2008 году ожидается ратификация присоединения Кабо-Верде и Украины.
Параллельно с ростом членства в BTO вступил в силу ряд двусторонних торговых соглашений, тесно связанных с торговлей рыбой. Еще предстоит увидеть, какое воздействие окажут такие двусторонние соглашения и региональные торговые соглашения в дополнение к широким многосторонним соглашениям (или вместо них). Одно торговое соглашение, имеющие непосредственное отношение к торговле рыбой и рыбопродуктами, сейчас обсуждается на региональном уровне между шестью странами Африки, Тихоокеанского региона, Карибского бассейна и ЕС. Планировалось заключить Соглашения об экономическом партнерстве (СЭП) и запустить их в работу с января 2008 года.
Сроки были очень важны, так как освобождение от обязательств, предоставленное BTO по преференциям в Соглашении Котону, истекало в конце 2007 года. Однако к назначенному сроку только один регион - Карибский бассейн - заключил всестороннее СЭП с ЕС.
В то время как наименее развитые страны во всех регионах продолжают получать выгоды в результате преференций по открытому доступу на рынок ЕС в рамках инициативы «Всё, кроме оружия», со странами, не являющимися наименее развитыми, дело обстоит иначе. Поэтому многие из них заключили временные соглашения с ЕС. В общей сложности 35 стран Африки, Тихоокеанского региона и Карибского бассейна заключили всесторонние или временные соглашения с ЕС к концу 2007 года. Некоторые из этих соглашений также включают разделы о развитии рыбного хозяйства и сотрудничестве. Страны, не являющиеся наименее развитыми и не подписавшие временные или всесторонние соглашения, могут продолжать экспортировать продукты на рынок ЕС в соответствии с Общей системой преференций ЕС. Однако начиная с 2008 года это будет означать более высокие импортные пошлины на их продукцию.