Аквакультура (часть 5)

Международные масштабы управления аквакультурой постепенно растут. Например, в ЕС есть законодательство по аквакультуре и ее производственно-сбытовой цепи. Оно включает нормативы по пищевым добавкам, болезням животных, окружающей среде, маркировке и упаковке, реализации, исследованиям, санитарно-гигиеническим мерам, структурам и третьим странам. Эти нормативы могут непосредственно применяться и обязательны для всех стран-членов ЕС без необходимости какого-либо параллельного национального законодательства.
Кроме того, существует огромное множество уже принятых международных соглашений, стандартов и процедур, касающихся различных аспектов аквакультуры и ее производственно-сбытовой цепи в других местах. Соблюдение некоторых из этих соглашений, стандартов и процедур является обязательным, и правомочные компетентные власти наделены полномочиями проверять соблюдение этих требований.
Отсутствие финансовых и подготовленных человеческих ресурсов для установления, мониторинга и обеспечения соблюдения нормативов и правил в развивающихся государствах может, в частности, представлять угрозу для должного управления аквакультурой, тем самым ограничивая ее развитие во многих странах. У большинства стран также не хватает финансовых средств для мониторинга и обеспечения соблюдения нормативов и правил. Нет никаких признаков того, что эта ситуация в ближайшем будущем изменится к лучшему, особенно в странах с большим числом мелких фермеров. Пока имеются возможности для самоуправления путем объединения мелких фермеров в группы и наделения их полномочиями, однако потребуются большие усилия, чтобы полностью реализовать их потенциал. Можно ввести различные меры и правила, но если не имеется достаточного количества финансовых ресурсов и государственных служащих с соответствующей подготовкой, чтобы следить и обеспечивать их выполнение, они будут неэффективными. Отсутствие ресурсов для мониторинга и обеспечения выполнения может играть такую же важную роль, как и отсутствие законодательства и нормативов.
Существует много примеров того, как правила могут быть чересчур обременительными. Чрезмерное регулирование душит предпринимательскую инициативу и мотивацию - те самые факторы, которые необходимы для успеха аквакультуры. Для того, чтобы избежать чрезмерного регулирования, директивные органы используют ряд вариантов, включая консультации с фермерами и другими заинтересованными лицами; они также проводят обязательное изучение издержек и выгод, прежде чем ввести правила.
Мешать развитию аквакультуры могут не только большое количество самих правил, но и время, затрачиваемое на их обработку. Примером может служить необходимость получения разрешений или лицензий, что в настоящее время является обычным делом в развитых и развивающихся странах. В зависимости от страны получение новой лицензии на ведение хозяйства может занять от трех месяцев до нескольких лет. Чтобы ускорить ответ на просьбу о выдаче лицензии, в некоторых странах введены временные ограничения на обработку заявлений. В таких странах решение должно быть принято в пределах установленных временных рамок, иначе заявитель получает разрешение по умолчанию.