Углеродный след сектора рыболовства и аквакультуры

Деятельность в области рыболовства и аквакультуры вносит небольшой, но существенный вклад в выбросы парниковых газов в ходе производственной деятельности, а также перевозки, переработки и хранения рыбы. Имеется большая разница в выбросах, связанных с различными подсекторами, а также с целевыми или культивируемыми видами.
Среднее соотношение топлива и выбросов углекислого газа (CO2) для рыбного промысла по оценке составляет около 3 тераграммов CO2 на миллион тонн использованного топлива. Хорошее управление промыслом может существенно улучшить топливную экономичность этого сектора в целом. Избыточные производственные мощности и усилие ведут к более низким уловам на единицу усилия и, в результате, более низкой эффективности использования топлива, тогда как конкуренция за ограниченные ресурсы может создать стимулы для наращивания мощности двигателей.
Энергопотребление в аквакультуре, которое включает потребление энергии при производстве корма для рыбы, обычно выше на фермах, где разводят креветок и хищных рыб, и ниже на фермах, где разводят всеядных рыб, двустворчатых и других моллюсков и водоросли. Оценки соотношения вырабатываемой энергии в виде пищевого белка и отраслевых затрат энергии для этих видов соответственно лежат в диапазоне от 1,4 процента до более чем 100 процентов.
Как и во всех секторах производства пищевых продуктов, послепромысловая деятельность влечет за собой хранение, упаковку, транспортировку и отходы потребления - и все они связаны с выбросами CO2. Среди послепромысловых/ торговых операций следует отдельно отметить особо высокие выбросы на килограмм продукции из гидробионтов при перевозке по воздуху. При межконтинентальной авиаперевозке выброс CO2 может составлять 8,5 кг на килограмм перевозимой рыбы. Это примерно в 3,5 раза выше, чем для морских перевозок и более чем в 90 раз выше, чем для локальных перевозок рыбы, когда она потребляется в радиусе 400 км от места вылова. Продолжающаяся интернационализация торговли рыбой, от которой из-за важных экспортных поступлений зависят многие развивающиеся страны, увеличит вклад рыбного хозяйства в выбросы CO2. В связи с этим необходимо рассмотреть возможные компромиссы между преимуществами экспорта для развивающихся стран и усилиями по снижению воздействия авиатранспорта. Однако эти аспекты должны рассматриваться в контексте относительно незначительного отраслевого вклада рыболовства и аквакультуры в выбросы парниковых газов в целом.