Перевозка живой рыбы (часть 1)

Куда бы ни доставлялась выращенная в хозяйстве рыба — на другое хозяйство, в местный ресторан, на оптовый рынок, рыбокомбинат — она должна быть доставлена в живом виде. Исключением из этого правила являются креветки, которых обычно обезглавливают и перевозят во льду. Устриц продают в живом виде, их можно перевозить в холщовых мешках. Крабов и омаров также доставляют на завод или в ресторан во льду, но и они должны быть живыми, хотя и снулыми. Перевозка живой рыбы несколько отличается от перевозки перечисленных выше животных, поскольку ее следует перевозить в воде. Перевозка обычно осуществляется в специальных цистернах, установленных на грузовиках или выполненных заодно с ними. Сконцентрированную в камерах для облова или выловленную неводом рыбу можно извлекать из пруда или помещать в специальные решетчатые или сетчатые садки, которые опускают в пруд. В обоих случаях рыбу загружают в цистерну с помощью корзин, либо поднимая из воды весь садок с помощью соответствующего механизма. Часто цистерну устанавливают в кузове автомобиля типа пикапа (рис. 8.4).

Перевозка живой рыбы (часть 1)

Цистерна для перевозки рыбы — это не просто герметичная емкость для перевозки водных организмов. В ней должны быть созданы соответствующие условия среды для поддержания животных в хорошем состоянии в процессе перевозки или пребывания их в цистерне. Из-за высокой концентрации животных в цистерне в ней должна быть предусмотрена аграция воды даже в том случае, если животные помещаются в цистерну на короткое время. Для этой цели в цистерне часто устанавливают лопасти, которые работают от электросистемы автомобиля напряжением 12 В. Аэраторы этого типа устанавливаются через отверстия в крышке цистерны (см. рис. 8.4). Аэрацию можно также осуществлять с помощью баллона со сжатым воздухом или кислородом. Такие баллоны должны быть тщательно закреплены во избежание повреждения клапана, что может привести к серьезным последствиям.
При промышленном выращивании транспортировка живой рыбы производится в цистернах массой несколько тонн. Такие цистерны часто оборудованы компрессорами, обеспечивающими постоянную аэрацию, либо снабжены перемешивающими лопастями или баллонами со сжатым воздухом или кислородом. Для перевозок на значительные расстояния вода в таких цистернах может циркулировать, фильтроваться или даже охлаждаться.
Все цистерны, в том числе и перевозимые в кузове пикапа, должны иметь внутренние перегородки или разделяться на отсеки площадью, несколько превышающей 1 м2. Перегородки и отсеки смягчают волнообразные колебания воды, происходящие во время движения, поворотов и остановок автомобиля. Когда большой объем воды перемещается внутри цистерны, где нет перегородок, грузовик становится трудноуправляемым.
В цистернах, перевозимых в кузове пикапа, охлаждение воды неэкономично. Из-за сравнительно небольших объемов воды в цистерне в нее экономически целесообразно добавлять лед, если температура воды становится слишком высокой. Если температура воды не превышает 30 °С, то при транспортировке тепловодных видов рыб лед может и не потребоваться. Однако потери будут меньше даже при перевозке таких видов, если температуру воды снизить примерно до 25°С. Для такого снижения температуры воды достаточно всего несколько килограммов льда. В машине следует иметь термометр для замера температуры воды каждые 2—4 ч и добавлять лед по мере необходимости.
Многие виды очень возбуждаются, когда их перевозят в небольших объемах воды, при высокой плотности и на значительные расстояния. Если эта рыба предназначена для зарыбления других водоемов, в результате испытанного ею стресса возможны значительные потери. В таких случаях анестезия и даже добавление в воду антибиотиков могут оказаться полезными.