Промысел мускуна (часть 2)

О присутствии небольшого количества крупного, муксуна в верховьях р. Таз указывают опросные данные, собранные участниками экспедиции Обь-Тазовского отделения в 1950-1951 гг. В промысловой статистике Красноселькупского района вылов муксуна не значится, за исключением 1946 г., когда в верховьях р. Таз было поймано 20 ц этой рыбы. Единичные экземпляры половозрелых рыб были встречены в наших экспедиционных уловах в 1950 г. Например, на песке Леуми (в 70 км от устья р. Таз) в июне был выловлен один экземпляр, на песке Харбей (в 165 км от устья р. Таз) в августе - 2 экз., в р. Худосей (нерестовый приток сиговых) -7экз. Поимка половозрелых особей в р. Худосей позволяет считать, что эта река является местом нереста муксуна.
Данные В.Н. Скалона и нашей экспедиции о наличии в среднем и верхнем течении р. Таз локального стада муксуна были подтверждены в 1967 г. исследованиями Полярной ихтиологической экспедиции Уральского филиала АН, возглавляемой Д.Л. Венглинским. Этой экспедицией зарегистрирован в уловах половозрелый муксун в среднем и верхнем течении р. Таз и в ее притоках - реках Худосей, Печалька, Коралька, Ратта. Количество выловленных муксунов в отчете экспедиции не приводится, указывается только, что во всех местах лова он попадался в небольшом количестве. Чаще, чем в других реках, половозрелые особи встречались в р. Ратта.
В предустьевых участках р. Печальки (среднее течение р. Таз) половозрелые муксуны стали отмечаться в уловах экспедиции с 7-9 сентября. Эти рыбы имели длину (по Смитту) от 52 до 60 см, вес - от 2300 до 3100 г. В предустьевых участках р. Коральки (на границе среднего и верхнего течения р. Таз) половозрелый муксун встречался в уловах с сентября до ноября. Длина выловленных особей колебалась от 50 до 61 см (составляя в среднем 56,7 см), вес - от 1309 до 2960 г (в среднем - 2195 г), возраст - от 7 до 13+. В уловах р. Ратта в ноябре-декабре встречались муксуны длиной 47,2-60,3 см, весом - 1380-2500 г. Согласно данным отчета экспедиции нерест муксуна частично проходит в упомянутых реках. Сроки его нереста здесь совпадают со сроками нереста сига и пеляди - вторая половина октября и первая декада ноября. В отчете имеются указания на то, что у муксуна отмечается икрометание в самой р. Таз и в притоке Старый Таз, возле пос. Кики-Аки.
Следует заметить, что Д.Л. Венглинским и другими авторами отчета места икрометания не конкретизируются. По-видимому, о местах нереста они судят на основании поимки производителей, а о сроках нереста - по аналогии с другими сиговыми. По всей вероятности, авторы располагали весьма скромными материалами по нерестовому муксуну, но тем не менее их данные представляют определенную ценность. Исследования экспедиции неоспоримо свидетельствуют, что в среднем и верхнем течении р. Таз существует местное обособленное стадо муксуна, совершенно не связанное с обским стадом.
На основании изложенного мы приходим к выводу, что имеющееся локальное стадо муксуна в бассейне р. Таз весьма незначительно и в воспроизводстве запасов Обского бассейна оно не играет существенной роли, имеет лишь местное значение. На величину воспроизводства тазовского стада отрицательное влияние оказывает браконьерский лов, который здесь «процветает» во все сезоны года. Работники рыбоохраны в верхних участках р. Таз почти не появляются.
В связи с тем, что бассейн р. Таз имеет большое значение в воспроизводстве ценных сиговых (чира, пеляди, сига, тугуна, муксуна) и учитывая слабую изученность нерестилищ, мы рекомендуем организовать подробные ихтиологические исследования в этом весьма важном районе. Для охраны производителей считаем целесообразным в ряде районов среднего и верхнего течения р. Таз организовать посты рыбоохраны.