Воздухоохладитель с площадью поверхности 1950 м2 размещен сбоку грузового конвейера. Скорость воздуха в туннеле (7-8 м/с) обеспечивается центробежным всасывающим вентилятором производительностью 60 000 м3/ч. Производительность аппарата 25 т в сутки. Рыба замораживается до конечной температуры минус 18°С. Габариты аппарата со вспомогательными устройствами 12700х5150х2800 мм, масса 25 г.
В последние годы на рефрижераторных судах и береговых холодильниках стали устанавливать скороморозильные аппараты роторного типа МАР-8 и его модификации, изготовляемые Калининградским опытным заводом судового и рыбообрабатывающего оборудования. Первые четыре агрегата были установлены на БМРТ «Гижига» (рис. 13). Аппарат предназначен для замораживания рыбы в блоках.
Ротор агрегата, заключенный в изолированный кожух, представляет собой полый вал с двумя дисками, между которыми радиально-шарнирно закреплено 19 двойных блок-форм, равномерно распределенных по окружности. Гидравлический привод сообщает валу прерывистое вращение (на три блок-формы). Блок-форма имеет две ячейки для блоков и состоит из двух полуформ, посаженных на общей оси так, что она может раскрываться на 50 мм. На листах полуформ отштампованы желоба для прохода рассола или жидкого хладагента. К торцам полуформ прикреплены чугунные крышки, через которые передается усилие на раскрытие форм.
Наклонный транспортер подает подготовленную к замораживанию рыбу в дозатор емкостью около 10 кг. При повороте ручки дозатора заслонки раздвигаются и рыба высыпается в противни загрузочных кассет, выложенные упаковочным материалом - парафинированной бумагой БП-2, бумагой, покрытой полиэтиленовой пленкой, или пергаментом марки Б.
Кассеты представляют собой два противня, объединенные сзади одной траверсой, в которых помещается по два блока. Передвигаясь по рельсу над загружаемой кассетой, дозатор последовательно заполняет каждый из двух противней, после чего рыбу разравнивают вручную и закладывают верхние кромки упаковочного листа для завершения завертки блока. С помощью кассеты блок рыбы загружается в блок-форму, блок-форма закрывается крышкой и перемещается внутрь морозильного аппарата. Продолжительность замораживания до температуры минус 18°С около 3 ч.
Разгрузочное устройство состоит из траверсы с центрирующим приспособлением, приводимых в движение одним гидроцилиндром. При ходе вперед центрирующего устройства полуформы раздвигаются и отстают от блока, который в этот момент фиксируется в центральном положении. Затем центрирующее устройство возвращается в исходное положение и происходит раскрытие блок-формы. При движении вперед толкатель выталкивает блоки на скребковый транспортер, возвращается в нижнее положение и блок-форма закрывается. Храповой механизм гидроцилиндра поворачивает ротор на три блок-формы, а пружинный фиксатор закрепляет его в новом положении.
Скребковый транспортер сдвигает два блока на перегружатель, толкатели которого передают блоки на приемный транспортер и возвращаются назад. Привод транспортера гидравлический. Скорость движения устанавливается регулятором. Производительность аппарата 8 т в сутки. Габариты с вспомогательными устройствами 3580х3530х2330 мм. Общая масса аппарат с перегружателем 16300 кг.
На береговых холодильниках и на некоторых судах зарубежных стран применяются плиточные аппараты горизонтального и вертикального типа особенно удобные для замораживания филе, фарша и других продуктов, имеющих правильную геометрическую форму. Плиточные морозильные аппараты xaрактеризуются компактностью, удобством загрузки и выгрузки продукта, простотой обслуживания. Все они оборудуются устройством для подпрессовки замораживаемого продукта с помощью гидравлического привода.
Замораживание продукта происходит в результате теплообмена с полыми плитами, в которых испаряется жидкий хладагент или циркулирует раствор хлористого кальция, охлажденный до температуры минус 35 - минус 40°С. Замораживание происходит очень быстро (за 2-3 ч).
По окончании процесса замораживания плиты раздвигаются, замороженный продукт выгружается.
Воздушные скороморозильные аппараты занимают небольшой объем (4-12 м3 на 1 т продукта в сутки). При замораживании рыбы в таких аппаратах значительно снижаются затраты труда, особенно в конвейерных морозилках. Эти положительные свойства воздушных морозилок особенно важны при замораживании рыбы на судах. К недостаткам этих установок следует отнести большой расход электрической энергии на циркуляцию воздуха (1,5-2 кВт•ч на 1 т продукта в сутки при расходе воздуха до 3500 м3/ч на 1 т замороженного продукта в сутки).
- Способы замораживания рыбы (часть 4)
- Способы замораживания рыбы (часть 3)
- Способы замораживания рыбы (часть 2)
- Способы замораживания рыбы (часть 1)
- Замораживание рыбы как способ консервирования (часть 2)
- Замораживание рыбы как способ консервирования (часть 1)
- Охлаждение рыбы как способ консервирования (часть 4)
- Охлаждение рыбы как способ консервирования (часть 3)
- Охлаждение рыбы как способ консервирования (часть 2)
- Охлаждение рыбы как способ консервирования (часть 1)
- Перегрузка рыбы-сырца
- Транспортировка и хранение рыбы-сырца на судах (часть 3)
- Транспортировка и хранение рыбы-сырца на судах (часть 2)
- Транспортировка и хранение рыбы-сырца на судах (часть 1)
- Транспортировка и хранение рыбы-сырца
- Принципы консервирования рыбы (часть 2)
- Принципы консервирования рыбы (часть 1)
- Посмертные изменения в теле рыбы (часть 3)
- Посмертные изменения в теле рыбы (часть 2)
- Посмертные изменения в теле рыбы (часть 1)
- Состав непищевых частей тела рыбы
- Строение мяса рыбы и его пищевая ценность
- Характеристика отдельных веществ в рыбе (часть 4)
- Характеристика отдельных веществ в рыбе (часть 3)
- Характеристика отдельных веществ в рыбе (часть 2)
- Характеристика отдельных веществ в рыбе (часть 1)
- Химический состав рыбы (часть 2)
- Химический состав рыбы (часть 1)
- Соотношение масс отдельных частей тела рыбы
- Физические свойства рыбы (часть 3)