Состояние морского рыболовства (часть 4)

После последней полной оценки, проведенной в 2004 году, в состоянии запасов в юго-восточной части Атлантического океана произошло несколько изменений.
Важные ресурсы хека по-прежнему облавливаются полностью или чрезмерно, хотя имеются признаки некоторого восстановления глубоководного запаса хека (Merluccius paradoxus) у берегов Южной Африки. Запасы прибрежных рыб по-прежнему полностью облавливаются или истощены. Значительное изменение касается запаса южноафриканской сардины, биомасса которого раньше была очень большой и, по оценкам, полностью облавливалась в 2004 году, но численность которого сейчас, в неблагоприятных условиях окружающей среды, сильно сократилась и подвергается перелову по всему региону. В противоположность этому состояние запаса южноафриканского анчоуса улучшилось с полностью облавливаемого до облавливаемого полностью или умеренно, а запас сельди-круглобрюшки Уайтхеда облавливается неполностью или умеренно. Состояние запаса капской ставриды ухудшилось, особенно у берегов Намибии, где он в настоящее время подвергается перелову. Состояние запаса морского ушка (Perlemoen) ухудшилось в результате незаконного промысла и сейчас он переловлен, а, возможно, и истощен.
В общей сложности 80 процентов 523 отдельных запасов рыбы, по которым имеется информация об оценке, как сообщается, облавливаются полностью или подвергаются перелову (или истощены и восстанавливаются после истощения). Следует отметить, что состояние полного облова не является неприемлемым, при условии, что это -результат эффективного и предохранительного подхода к управлению. Тем не менее, общие показатели подтверждают сделанные ранее наблюдения о том, что максимально возможный уровень добычи рыбы в мировом океане, вероятно, уже достигнут.
Поэтому все еще необходим более осторожный и тщательно контролируемый подход к развитию мирового рыболовства и управлению им. Как говорится в докладе «Состояние мирового рыболовства и аквакультуры 2006», ситуация выглядит более угрожающей для некоторых мигрирующих, трансграничных и других рыбопромысловых ресурсов, добываемых исключительно или частично в открытом море. В качестве примера в этом более раннем издании приводилось состояние мигрирующих акул, более половины запасов которых, согласно имеющейся информации, считаются подверженными перелову или истощенными. В случае трансграничных запасов и других рыбопромысловых ресурсов в открытом море, почти две трети запасов, степень эксплуатации которых можно определить, были классифицированы как подвергающиеся перелову или истощенные. Эти рыбопромысловые ресурсы открытого моря представляют собой лишь незначительную часть мировых рыбопромысловых ресурсов, однако их можно считать ключевым показателем состояния большей части океанской экосистемы. Соглашение ООН о рыбных запасах вступило в силу в 2001 году. Оно обеспечивает юридическую основу мер управления, которые сейчас принимаются и которые, как ожидается, окажут благоприятное воздействие на виды, промысел которых ведется в открытом море, в средне- и долгосрочной перспективе. Однако, если мы хотим сохранить океанскую экосистему, необходимо ускорить процесс их реализации.