Краткий обзор рыбных ресурсов (часть 5)

Предварительные оценки за 2006 год показывают небольшое увеличение мировых поставок рыбы на душу населения почти до 16,7 кг после 16,4 кг в 2005 году. Реальное потребление рыбы на душу населения в мире неуклонно возрастало: в среднем оно составляло 9,9 кг в 1960-е годы, 11,5 кг в 1970-е годы, 12,5 кг в 1980-е годы, 14,4 кг в 1990-е годы и достигло 16,4 кг в 2005 году. Однако этот рост не распределяется равномерно по всем регионам и происходит в основном за счет увеличения реального потребления в Китае, где предстоит пересмотр производственной статистики.
В последние три десятилетия уровень снабжения рыбой на душу населения в странах Африки к югу от Сахары оставался почти неизменным, но резко возрос в Китае и в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. По оценкам, рыба обеспечивает по крайней мере 50 процентов общего потребления животных белков в некоторых малых островных государствах, а также в Бангладеш, Гамбии, Гане, Индонезии, Камбодже, Сьерра-Леоне, Французской Гвиане и Экваториальной Гвинее. Доля рыбных белков в общих мировых поставках животного белка увеличилась с 13,7 процента в 1961 году до максимального уровня 16 процентов в 1996 году, прежде чем снизиться примерно до 15,3 процента в 2005 году. Соответствующие цифры для всего мира, за исключением Китая, показывают роете 12,9 процента в 1961 году до 15,4 процента в 1989 году, и затем небольшое сокращение до 14,7 процента в 2005 году. В то время как рыба обеспечивала около 7,6 процента животного белка в Северной и Центральной Америке и более 11 процентов в Европе, в Африке она обеспечивала около 19 процентов, в Азии почти 21 процент, а в странах с низким уровнем доходов и дефицитом продовольствия, включая Китай, примерно 19 процентов.
Управление рыболовством представляет собой сложную задачу для всех стран, особенно для стран с низким потенциалом. В некоторых странах совершенствование управления ресурсами идет рука об руку с реформой государственного сектора и принятием мер по улучшению работы органов власти. Результаты этой деятельности все в большей степени связаны с поощрительными мерами по предоставлению помощи развивающимся странам.
Основной проблемой управления рыболовством является отсутствие прогресса в сокращении рыбопромысловых мощностей, а также связанных с этим субсидий, имеющих отрицательный эффект. На заседании Комитета ФАО по рыболовству (КОФИ) в 2007 году речь шла об отсутствии прогресса в этой области и необходимости согласовывать рыбопромысловые мощности с устойчивыми уровнями вылова. В Резолюции 62/177 Генеральной Ассамблеи ООН в2007 году осуждался тот факт, что рыбные запасы во многих частях мира подвергаются перелову или промысловое усилие слабо контролируется. КОФИ, Генеральная Ассамблея ООН и региональные организации также особо выделяют вопрос о связи между избыточными мощностями и незаконным, несообщаемым и нерегулируемым (HHH) промыслом.
Лишь ограниченный прогресс был достигнут в выполнении мер, направленных, помимо прочего, на использование предохранительных и экосистемных подходов к рыболовству, устранение прилова и выбросов, регулирование донных траловых промыслов, управление промыслом акул и всестороннее решение проблем HHH промысла. Концентрация усилий на наращивании потенциала в области управления рыболовством является первоочередной задачей как для развивающихся, так и для развитых стран. Еще одно важное основание для содействия наращиванию потенциала появляется там, где в основе выполнения соглашений лежит региональное сотрудничество и взаимодействие. Региональные рыбохозяйственные организации (РРХО), являющиеся краеугольным камнем в международном руководстве промыслами, с трудом справляются с выполнением своих задач, несмотря на все усилия, прилагаемые для улучшения эффективности работы. Эта ситуация частично объясняется теми рамками, внутри которых они осуществляют свою деятельность, а частично - явным отсутствием политической воли их членов для своевременного выполнения решений.
В целях улучшения эффективности работы многие PPXO проводят оценку результатов своей деятельности. Были приняты или принимаются шаги по созданию новых PPXO там, где их раньше не было. Как только они будут созданы, почти все главные мировые запасы рыбы будут охвачены РРХО; основным исключением будут только трансграничные запасы в юго-западной части Атлантического океана. Международное сотрудничество укрепляется и многие проблемы разрешаются посредством консультаций и своевременного обмена информацией. Для РРХО такие обмены очень важны при решении общих вопросов, таких как HHH промысел и согласованность форматов данных. Относящиеся и не относящиеся к ФАО региональные органы по рыболовству начиная с 1999 года раз в два года проводят совещания с целью рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, и изучения того, как различные организации контролируют и решают аналогичные вопросы. Эти совещания явились переломным моментом в сотрудничестве между региональными органами по рыболовству. В 2007 году характер и масштабы сотрудничества продвинулись на шаг вперед, когда было проведено первое совещание Сети секретариатов региональных органов по рыболовству. Международные масштабы руководства аквакультурой постепенно расширяются.
Существует множество уже принятых международных соглашений, стандартов и процедур по различным аспектам аквакультуры и ее производственно-сбытовой цепи в других местах. Соблюдение некоторых этих соглашений, стандартов и процедур является обязательным, и признанные компетентные органы наделены полномочиями проверять соблюдение. Во Всемирной торговой организации (ВТО) ведутся переговоры по новым мерам, регулирующим использование дотаций в рыбопромысловом секторе, и с тех пор как начались эти переговоры, уже был достигнут большой прогресс.