Более широкое распространение получил способ интенсивного воздушного замораживания рыбы в аппаратах и установках непрерывного конвейерного действия, предварительно сформированной и подпрессованной в блок-формах. Для формирования блоков используют металлические противни. Рыба, попадая из разгрузочного бункера в блок-формы, по пути в морозильную камеру подпрессовывается стальной лентой, расположенной выше транспортера. Процесс замораживания начинается одновременно с формированием блоков. Лента закрывает блоки, движущиеся по транспортеру, что устраняет контакт рыбы с циркулирующим воздухом и уменьшает усушку продукта в начальный период замораживания.
Подпрессовка и устранение контакта продукта с воздухом имеет важное технологическое значение, так как способствует получению продукта высокого качества.
При данном способе рыба в противнях замораживается при температуре воздуха -33°С со скоростью циркуляции воздуха 7 м/с. Продолжительность замораживания рыбы в блоках размером 800x500x60 мм до температуры -18°С составляет 2,5—3 ч. После замораживания противни отделяют от блоков, обливая горячей водой. Блоки мороженой рыбы направляют на глазирование, взвешивание и упаковку.
Недостатком данного метода является то, что из-за низкого коэффициента теплоотдачи от продукта к воздуху и от воздуха к приборам охлаждения скорость замораживания невысокая. Кроме того, аппараты для замораживания металлоемки и имеют большие габариты.
Широкое распространение также получил способ плиточного замораживания. Оно происходит в аппарате, имеющем 11 металлических плит (известны аппараты и с большим числом плит — 20—21), внутри которых циркулирует хладагент. Расстояние между плитами в пределах 20—70 мм. Плиты заполняют рыбой или рыбным филе и плотно прижимают друг к другу. Замораживание происходит под давлением при температурах -35...-40°С. Размер плит 1300x1100x40 мм. Производительность аппаратов от 5 до 25 т/сут.
Эти аппараты отличаются компактностью по сравнению с воздушными морозилками. Процесс замораживания в них протекает значительно быстрее за счет высокого коэффициента теплоотдачи хладагента к продукту. При температурах плиты -30...-35°С рыба замораживается за 2—2,5 ч.
Недостатком плиточного замораживания является применение ручного труда при загрузке и разгрузке аппарата, а также необходимость разделки крупных рыб на филе.
Низкая механизация погрузочно-разгрузочных работ в аппаратах плиточного замораживания устранена в роторных аппаратах. Рыба, подлежащая замораживанию, по транспортеру поступает в бункер-дозатор, а оттуда подается в кассеты, смонтированные на раме загрузочного устройства. Рама подает кассеты с рыбой в блок-форму и затем вместе с кассетой возвращается обратно. Ротор непрерывно движется, при этом процесс замораживания заканчивается до подхода блок-формы под следующую загрузку. Она при разгрузке открывается специальными устройствами, что позволяет исключить процесс оттаивания.
Недостатком данного способа является необходимость упаковывания рыбы перед замораживанием, в качестве упаковки используют парафинированную бумагу. Примерзание рыбы к плитам предотвращают также понижением температуры хладагента до -60...-65°С или использованием специальных покрытий, например УАГ—1.
- Производство мороженой рыбы (часть 1)
- Скорость замораживания рыбы
- Режим замораживания рыбы
- Замораживание рыбы (часть 2)
- Замораживание рыбы (часть 1)
- Оценка качества охлажденной рыбы
- Способы охлаждения рыбы (часть 3)
- Способы охлаждения рыбы (часть 2)
- Способы охлаждения рыбы (часть 1)
- Скорость и продолжительность охлаждения рыбы
- Классификация способов холодильной обработки водного сырья (часть 2)
- Классификация способов холодильной обработки водного сырья (часть 1)
- Опыт использования рыбного сырья (часть 5)
- Опыт использования рыбного сырья (часть 4)
- Опыт использования рыбного сырья (часть 3)
- Опыт использования рыбного сырья (часть 2)
- Опыт использования рыбного сырья (часть 1)
- Консервирующее действие холода (часть 4)
- Консервирующее действие холода (часть 3)
- Консервирующее действие холода (часть 2)
- Консервирующее действие холода (часть 1)
- История развития холодильных технологий
- Роль и значение холода в ТПВС (часть 2)
- Роль и значение холода в ТПВС (часть 1)
- Способы и средства транспортировки гидробионтов (часть 3)
- Способы и средства транспортировки гидробионтов (часть 2)
- Способы и средства транспортировки гидробионтов (часть 1)
- Пороки рыбы-сырца (часть 2)
- Пороки рыбы-сырца (часть 1)
- Определение качества рыбы-сырца при приемке