Соотношение различных поведенческих механизмов у рыб (часть 4)

В связи с этим возникает вопрос: наследственны или ненаследственны покатные миграции? Имеются ли на самом деле так называемые инстинкт ската и этап ската? Все это интересно не только в теоретическом, не и в практическом отношении в связи с вопросом о сроках, качестве, размере, условиях, месте выпуска молоди рыбоводными предприятиями и т. п. На основе огромного материала, которым располагает современная ихтиология, можно констатировать, что не только у близкородственных форм, но и в пределах одного вида нетрудно найти проходные и туводные популяции. Следовательно, способность к покатным миграциям даже у проходных рыб, будучи заложенной в генотипе, не всегда проявляется. Еще с большим основанием можно подвергнуть критике жесткое разделение на группы жилых и полупроходных рыб. Н.Д. Белый справедливо критикует исследователей, считавших, что гибель молоди судака в Цимлянском водохранилище вызвана неудовлетворением потребности их как полупроходных рыб в скате, а поэтому рекомендовавших заселять водохранилища только жилой формой судака. Н.Д. Белый показал, что туводный и полупроходной судак имеют в отношении ската одинаковые биологические особенности (наследственность). При наличии хороших условий питания полупроходной судак, так же как и полупроходной подвид плотвы - тарань, прекрасно развивается и не скатывается из водохранилищ (Крымское, Каховское).
Интересно отметить, что и среди птиц мы находим много примеров, когда одна из двух популяций одного и того же вида может быть оседлой, а другая перелетной. Видимо, у большинства видов птиц приспособления к миграции выработаны давно, а у оседлых ныне видов они просто не проявляются, но при необходимости легко могут быть реализованы. Эта точка зрения теперь разделяется большинством исследователей.
На наш взгляд, эта точка зрения должна быть распространена и на рыб. Молодь большинства видов рыб обладает потенциальной возможностью покатных миграций. Реализация этих возможностей определяется целым рядом условий. При этом условия для проявления пассивных миграций в реках практически всегда существуют, и эти миграции носят более обязательный и стабильный характер. Условия для реализации активных и активно-пассивных миграций менее стабильны. Они зависят в первую очередь не от абиотических, а от биотических условий среды, в частности от состояния кормовой базы. Отсюда - менее обязательный характер этих миграций и большой возрастной разброс скатывающейся молоди в зависимости от конкретных условий реки и года (лососевые 1-5 лет, осетровые 1-5 лет, рыбец 0,3-3 лет). Особенно интересно то, что в данном случае историческая причина (недостаток корма) часто выступает и как непосредственная причина миграций.
Наиболее сложен процесс перехода в состояние миграции у молоди проходных лососевых рыб. Покатная миграция у этих рыб связана не с непосредственным действием пищевого фактора, а с действием какого-либо сигнального фактора (очевидно, температуры), наступающего при достижении организмом определенного физиологического состояния.
Таким образом, распределение молоди рыб в русле реки в период покатной миграции отнюдь не всегда подчиняется закономерностям распределения наносов, как это считает, например, Л.М. Нусенбаум. Наряду с пассивными приспособлениями, связанными в основном с определенным удельным весом личинки и ее плавучестью, в регуляции распределения молоди принимают участие и активные механизмы. К этим активным механизмам относятся водоспецифические комплексы поведенческих реакций, связанные также с дыханием, питанием и защитой от хищников у молоди. Особое место в этом комплексе, очевидно, занимает характер фотореакции.