Закономерности попадания молоди рыб в водозаборные сооружения (часть 2)

В 1964-1970 гг. нами были собраны материалы по суточному ритму попадания молоди рыб в водозаборные сооружения Астраханской области. Проведены отдельные суточные станции и полуторамесячное наблюдение на одном из водозаборов. Еще при взятии проб было хорошо заметно, что количество рыб в сумеречных и ночных пробах, как правило, намного больше, чем в дневных. Среднее количество рыб в сумеречных пробах превышает количество рыб в дневных пробах от 1,5 до 36 раз, причем наименьшая разница была в тех случаях, когда попадали в основном личинки сельди длиной 7-12 мм, которые не могут противостоять скорости течения даже порядка нескольких см/сек.
В отличие от предыдущих авторов при сборе материала нами отмечалось не только время взятия пробы, но и уровень освещенности. Типичная картина хода кривой суточного ритма попадания молоди представлена на рис. 73. Подавляющее большинство попадающих в водозаборы рыб в наших наблюдениях составляла молодь воблы, леща, уклеи, сельди. Днем попадание молоди было незначительным, даже несмотря на то, что она часто держалась вблизи отсасывающих труб насосных станций. При этом молодь, как правило, была ориентирована против местных течений, создаваемых насосной станцией, и находилась и тех зонах, где скорость потока не превышала крейсерской скорости плавания.

Закономерности попадания молоди рыб в водозаборные сооружения (часть 2)

Вечером, при сумеречных освещенностях, происходило резкое увеличение количества попадающей молоди. В зависимости от размера, видовой принадлежности рыб и степени мутности воды величины этих освещенностей колеблются, В описываемых наблюдениях попадание рыб начиналось при освещенности порядка 1-0,001 лк. Чем крупнее молодь, тем позднее по времени суток и при меньшей освещенности начиналось ее попадание в насосные установки. После резкого нарастания интенсивности, попадания рыб в течение ночи количество рыб в пробах уменьшалось. Особенно заметное уменьшение было после появления луны. Уменьшение количества попадающей молоди с рассветом часто сопровождалось и уменьшением ее размера. Так, например, средняя длина молоди воблы для одной из суточных станций была в 23 час. 15 мин. -18,4, мм; в 0 час. 45 мин. - 13,3 мм; 1 час. 30 мин. - 12,8 мм и в 3 час. 05 мин. - 12,5 мм, а молоди уклеи в те же часы соответственно 16,7; 14,2; 11,3; 10,8 мм.
С наступлением утренних сумерек интенсивность попадания рыб снижалась до дневной. Увеличение интенсивности попадания в насосные установки в сумеречно-ночное время было характерно для большинства видов рыб (вобла, лещ, густера, уклея, бычки, щиповка, сазан, пескарь, окунь, красноперка и др.).
Описанная закономерность попадания рыб в течение суток нашла все большее подтверждение в работах других исследователей. При этом она регистрировалась авторами, как правило, на водоемах с относительно прозрачной водой - более 25-30 см по диску Секки. При заборе воды из водоемов с мутной водой эта ритмичность обычно не наблюдается или она слабо связана с освещенностью. Подобный материал был получен нами на р. Кубани (оросительная система в районе Федоровского гидроузла) в 1967 г. Аналогичные данные для этого района, в том числе и по другим водозаборным сооружениям, были получены контрольно-наблюдательными пунктами (КНП) Кубанрыбвода в 1969-1971 гг. Прозрачность воды в Кубани в период работы водозаборов оросительных систем (в летний период) составляет обычно 4-15 см по диску Секки.