При скорости течения 15 см/сек количество привлеченных рыб было равно нулю, так как эти скорости близки к пороговым. Применение подобных скоростей течения (~20 см/сек) является, как установлено нами, одной из главных причин неудовлетворительной работы Федоровского рыбоподъемника (Кубань), построенного для пропуска осетровых рыб в 1967 г. Через это сооружение не пропущено ни одной рыбы, и в настоящее время запроектировано строительство нового РПС.
На Нижне-Туломском рыбоходе скорость привлекающего потока (110-150 см/сек при низких уровнях воды) постепенно снижается и при уровне 150-300 см становится равной 50-0 см/сек. В связи с этим из 2600 семг, зашедших в рыбоход во время наблюдений, 80% были привлечены при уровне 50-150 см.
Таким образом, увеличение скорости привлекающего потока является весьма желательным при применении РПС, так как оно ведет к увеличению района привлечения и соответственного количества подходящих рыб. Однако на практике пока ограничиваются скоростями, которые, как видно при сравнении, ближе всего к средним скоростям миграции рыб, т. е. лежат в зоне крейсерских скоростей (vприв = vкр для t = периоду привлечения, обычно 2 часа). В противном случае привлеченные рыбы выносились бы из самого РПС.
На наш взгляд, имеются два реальных способа увеличения района привлечения. При первом из них скорость привлекающего потока не постоянна, а изменяется. В начальный период привлечения эта скорость (vнач) в несколько раз (n) превышает критическую, обеспечивая большой район привлечения. По мере привлечения она постепенно снижается и становится равной vкр, обеспечивая нормальные условия захода рыб в РПС, vнач = n*vк*vкон = vкр. Второй путь связан с созданием системы дополнительного питания на входе в РПС. Скорость течения в самом РПС остается крейсерской, а на входе создаются максимальные скорости, которые в связи с коротким временем нахождения рыб в привлекающем потоке (1-20 мин.) не будут вызывать их утомления.
vприв = vmax для t = 1-20 мин.
Для увеличения вероятности захода рыб в РПС привлекающий поток должен быть выделен от основного потока в нижнем бьефе. Однако этот вопрос пока разработан весьма слабо.
Б.С. Малеванчик, ориентируясь на понятие о vпр, считает, что привлекающий поток шлейфа должен отличаться от основного на величину не менее пороговой скорости
- Особенности привлечения рыб в рыбопропускные сооружения (часть 3)
- Особенности привлечения рыб в рыбопропускные сооружения (часть 4)
- Особенности привлечения рыб в рыбопропускные сооружения (часть 5)
- Поведение рыб в рыбопропускных сооружениях (часть 1)
- Поведение рыб в рыбопропускных сооружениях (часть 2)
- Поведение рыб в рыбопропускных сооружениях (часть 3)
- Поведение рыб в рыбопропускных сооружениях (часть 4)
- Миграционное поведение рыб в потоке (часть 1)
- Миграционное поведение рыб в потоке (часть 2)
- Миграционное поведение рыб в потоке (часть 3)
- Основные направления работ по управлению поведением рыб (часть 1)
- Основные направления работ по управлению поведением рыб (часть 2)
- Основные направления работ по управлению поведением рыб (часть 3)
- Основные направления работ по управлению поведением рыб (часть 4)
- Управление поведением рыб (часть 1)
- Управление поведением рыб (часть 2)
- Классификация орудий лова рыбы
- Объячеивающие орудия лова рыбы (часть 1)
- Объячеивающие орудия лова рыбы (часть 2)
- Объячеивающие орудия лова рыбы (часть 3)
- Объячеивающие орудия лова рыбы (часть 4)
- Отцеживающие орудия лова рыбы (часть 1)
- Отцеживающие орудия лова рыбы (часть 2)
- Отцеживающие орудия лова рыбы (часть 3)
- Отцеживающие орудия лова рыбы (часть 4)
- Лов рыбы пелагическими неводами (часть 1)
- Лов рыбы пелагическими неводами (часть 2)
- Лов рыбы пелагическими неводами (часть 3)
- Траловый лов рыбы (часть 1)
- Траловый лов рыбы (часть 2)