Траловый лов рыбы (часть 2)

Для уменьшения сопротивления сетной части разноглубинных тралов их крылья и передние пластины мотни в настоящее время изготавливаются из крупноячейных делей с размером ячеи 800-1200 мм или из канатных элементов. Канатные элементы тралов выполняют как из продольных канатов длиной 10-50 м с расстоянием между ними 1-3 м, так и в виде ромбических или шестиугольных ячей со стороной 6-8 м. Передняя сетная часть мотни вывязывается из шнура или рыболовной веревки диаметром 3,1-6 мм и шагом ячеи 400-1200 мм. Постепенно к мешку размер ячеи мотни уменьшается до величины, рекомендованной для отцеживающих орудий лова.
По верхней подборе разноглубинные тралы оснащаются кухтылями или гидродинамическими подъемными устройствами (щитки, гибкие полотнища), а по нижней - загрузкой из отрезков стальных цепей или стальным канатом. Помимо этого на концах нижних крыльев подвешивается груз-углубитель, общая масса которого достигает 1000-1500 кг.
Для обеспечения горизонтального раскрытия донных и разноглубинных тралов используются специальные распорные средства - траловые доски.
Траловая доска представляет собой профилированный металлический или композитный щит, в нижней части которого прикреплен киль для устойчивости доски в вертикальной плоскости. На боковых рабочих поверхностях доски смонтированы две дуги и рымы. К дугам крепят ваер - стальной трос для буксировки трала, а к рымам - концы, идущие от трала,- кабели.
Размеры и конструкции досок для разных типов судов и тралов различны. В отечественном рыболовстве наибольшее распространение получили при работе донными тралами овальные одно- и трехщелевые, а при использовании разноглубинных тралов - крыловидные распорные доски.
Разновидностью разноглубинного тралового лова является близнецовый лов. Его применяют в случаях, если мощность одного судна недостаточна для работы тралом на нужной скорости или если рыба держится близко к поверхности и не может быть обловлена обычными распорными тралами.
Техника близнецового лова заключается в буксировке трала двумя судами (близнецами). При этом горизонтальное раскрытие трала создается путем расхождения судов на определенное расстояние (0,3-0,5 длины вытравленных ваеров), вертикальное - обычными средствами оснастки подбор трала и кабелей. Поскольку при близнецовом лове отсутствуют распорные траловые доски, обладающие большим сопротивлением, появляется существенный (до 30%) резерв буксирной тяги, используя который можно увеличить размеры трала и скорость траления.
В промышленном рыболовстве на внутренних водоемах близнецовые тралы упрощенной конструкции успешно используются для лова тюльки в водохранилищах и некоторых других видах рыб. В океаническом рыболовстве близнецовым способом ловят сельдь, скумбрию, ставриду и др.
Для ведения тралового лова отечественный промысловый флот оснащен специализированными судами - траулерами малого, среднего и крупного тоннажа. Большие рыболовные траулеры предназначены, как правило, только для одного вида лова - тралового. Средним и малым траулерам помимо основного вида лова присущ ряд сопутствующих видов лова (дрифтерный, кошельковый, ярусный, снюрреводный и др.).
В пресноводном рыболовстве для тралового лова используют суда с мощностью главного двигателя от 29 до 110 кВт. Для ведения близнецового лова применяют также промысловые баркасы с подвесным мотором мощностью до 22 кВт.
Промысловое оборудование траулеров включает рабочую палубу, слип или кормовые ролы, траловые дуги, порталы, подвесные и направляющие ролы, грузовые стрелы и т. д. Оборудование судов зависит от применяемой на судне промысловой схемы - кормовой или бортовой.
По бортовой схеме лова спуск и подъем трала производят с борта судна и буксируют его на ваерах, взятых у борта в пучок. Маневрирование судна при спуске и подъеме трала достаточно сложно и неоперативно (рис. 80, а, б).

Траловый лов рыбы (часть 2)

На большинстве траулеров применяют более прогрессивные кормовые схемы тралового лова, при которых трал спускают и поднимают через слип или кормовые ролы, что имеет ряд преимуществ перед бортовой схемой. Спуск и подъем трала осуществляются без маневрирования на переднем ходу судна с упрощенной схемой проводки ваеров, и при этом сокращена продолжительность промысловых операций.