Траловый лов рыбы (часть 1)

Является одним из основных видов рыболовства, с использованием которого добывается более 3/4 всего улова России.
Широкому распространению тралового лова способствуют его универсальность, активность, автономность, высокая производительность и экономическая эффективность.
В рыболовстве на внутренних водоемах страны применение тралового лова на части озер и водохранилищ ограничивается Правилами рыболовства, в связи с чем удельный вес вылова рыбы этим видом лова в настоящее время незначителен. Однако в перспективе по мере совершенствования тралового лова и создания специальных конструкций тралов и промысловых схем для внутренних водоемов его значение будет возрастать.
Трал представляет собой конусообразный сетной мешок, оснащенный средствами для вертикального и горизонтального раскрытия, который буксируется в воде специально оборудованным судном (траулером) с помощью стальных канатов-ваеров.
Все тралы по способу лова подразделяются на донные, предназначенные для облова косяков рыб, обитающих в придонных слоях воды, и на пелагические, или разноглубинные, для облова косяков рыбы, находящихся в толще воды.
Важнейшими рабочими параметрами тралов, определяющими эффективность лова, являются вертикальное и горизонтальное раскрытия и скорость траления. Современные донные тралы имеют вертикальное раскрытие 1,5-11 м, горизонтальное - 10-35 м, разноглубинные - соответственно 10-60 и 15-80 м. Скорость траления при донном лове составляет 2,5-5 уз., а при разноглубинном - 2,5-7 уз.
Конструкция донных и разноглубинных тралов в принципе подобна, но в деталях они имеют существенные различия.
Обычно сетная часть всех донных тралов образуется из двух пластин: верхней и нижней (рис. 78, а, б). Верхняя пластина трала отличается от нижней размером крыльев и наличием сквера, предназначенного для предотвращения выхода вверх рыбы из устья трала. Все остальные части пластин совершенно одинаковы.

Траловый лов рыбы (часть 1)

Крылья, сквер и пластины мотни образуют переднюю часть трала, которую изготавливают отдельно от мешка. Мешок делают из двухпрядной дели. Он состоит из конусной (горловой) части и цилиндрической (кутковой). Пластины кутка сшиваются по боковым кромкам, а на них сверху и снизу накладываются пластины полукутка, увеличивающие прочность мешка. Конец кутка снабжен металлическими кольцами, через которые пропущен стягивающий шнур-гайтан.
Для придания тралу общей продольной прочности боковые сшивные кромки передней части трала и мешка прикрепляют к канатам-топенантам.
Верхняя подбора трала оснащается шаровыми кухтылями с подъемной силой 10-30 Н. К нижней подборе крепят грунтроп. Он предназначен в основном для удерживания нижней подборы у грунта и для предотвращения задевов нижней подборы за неровности дна. Кроме того, грунтроп уменьшает износ нижних пластин трала. Грунтроп состоит из отрезков стального каната, соединенных между собой скобами. При работе на тяжелых, скалистых грунтах на грунтроп надевают шаровые стальные или резиновые катки, называемые бобинцами, диаметром 300-600 мм. Бобинцы чередуются с грунтропными катушками и резиновыми дисками-прокладками. Такой грунтроп называется жестким. В случае работы па ровных песчаных или илистых грунтах применяют мягкие грунтропы - стальные канаты, обмотанные ветошью или старой делью, поверх которых плотными шлагами наматывается топкий растительный трос.
Общий вид полностью оснащенного наиболее распространенного донного трала показан на рис. 79.
Траловый лов рыбы (часть 1)

Сетная часть трала соединяется с траловыми досками с помощью кабелей. Их длина 20-100 м. Кабели увеличивают расстояние между траловыми досками и соответственно горизонтальный размер зоны облова рыбы, так как вихревые шлейфы, образующиеся за траловыми досками при их движении, служат как бы продолжением крыльев.
В отличие от донных большинство разноглубинных тралов изготавливаются из четырех попарно одинаковых пластин (верхней, нижней и двух боковых) и не имеют сквера, т. е. они симметричны как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости. Поскольку траления производятся в толще воды, разноглубинные тралы не оснащаются грунтропом.