Аквакультура — это разведение водных организмов в контролируемых или полуконтролируемых условиях. Основное внимание в данной книге уделено тем организмам и прежде всего тем животным, которые могут быть использованы человеком в пищу. В широком смысле аквакультура включает также разведение тропических рыб, гольянов и серебряного карася, объектов спортивного рыболовства, которыми затем заселяют пруды, реки и другие водоемы; воспроизводство морских организмов для увеличения их запасов, а также культивирование водорослей. Однако в основном книга посвящена разведению столовой рыбы. Некоторое внимание уделено в книге регулированию численности таких нежелательных водных растений, как укоренившиеся макрофиты и нитчатые водоросли, а также стимулированию роста полезных водорослей, например фитопланктона, однако культивирование декоративных водорослей не рассматривается.
Объекты, используемые в аквакультуре, можно отнести к тепловодным, холодноводным и обитающим в умеренных водах. За последние десятилетия накоплена обширная информация о разведении лососевых, именно данные по форели и лососю и положены в основу представлений о разведении тепловодных видов. Поскольку в аквакультуре используют лишь небольшое число холодноводных и обитающих в умеренных водах объектов, а также в связи с тем, что культивированию лососевых посвящено большое число различных публикаций, в данной книге основное внимание уделено тепловодным объектам аквакультуры.
В последнее время в США возрос интерес к использованию сточных вод очистных станций, хозяйствам аквакультуры с высокой плотностью посадки, а также к участкам для получения продукции различных водных растений и животных, которые затем используются в пищу или идут на корм скоту. Несмотря на то что в глобальном масштабе эта идея не нова, для американцев она в какой-то степени прогрессивна.
Приведенное выше определение аквакультуры относится как к соленым, так и пресным водам. Для описания морской аквакультуры используется термин «марикультура». Если необходимо проводить различия, рекомендуется использовать термины «марикультура» и «пресноводная аквакультура».
Объекты, используемые в аквакультуре во всем мире, относятся в основном к трем типам: моллюски, членистоногие и хордовые. В табл. 1.1 перечислены некоторые организмы каждого типа, встречающиеся в США. Представители других типов могут стать важными Объектами аквакультуры в будущем, но ценность большинства из них как пищевых продуктов невелика. Исключение составляет морской еж (тип иглокожие), некоторые части тела которого считаются деликатесом, в особенности в Южной Европе и Японии.
- Назначение и классификация рыбопропускных сооружений (часть 1)
- Назначение и классификация рыбопропускных сооружений (часть 2)
- Особенности поведения рыб (часть 1)
- Особенности поведения рыб (часть 2)
- Особенности поведения рыб (часть 3)
- Особенности поведения рыб (часть 4)
- Трассы движения рыб (часть 1)
- Трассы движения рыб (часть 2)
- Трассы движения рыб (часть 3)
- Привлечение рыб в рыбонакопители (часть 1)
- Привлечение рыб в рыбонакопители (часть 2)
- Привлечение рыб в рыбонакопители (часть 3)
- Привлечение рыб в рыбонакопители (часть 4)
- Привлечение рыб в рыбонакопители (часть 5)
- Выбор группы рыбопропускных сооружений (часть 1)
- Выбор группы рыбопропускных сооружений (часть 2)
- Выбор местоположения рыбопропускных сооружений (часть 1)
- Выбор местоположения рыбопропускных сооружений (часть 2)
- Выбор местоположения рыбопропускных сооружений (часть 3)
- Выбор местоположения рыбопропускных сооружений (часть 4)
- Положение входа в рыбонакопитель
- Сопряжение рыбонакопителя с дном реки (часть 1)
- Сопряжение рыбонакопителя с дном реки (часть 2)
- Сопряжение рыбонакопителя с дном реки (часть 3)
- Сопряжение рыбонакопителя с дном реки (часть 4)
- Основные элементы рыбоходов (часть 1)
- Основные элементы рыбоходов (часть 2)
- Основные элементы рыбоходов (часть 3)
- Основные элементы рыбоходов (часть 4)
- Конструктивные решения рыбоходов (часть 1)