В заключение необходимо отметить, что при проектировании рыбопропускных сооружений, рассчитанных на привлечение различных видов рыб, особое внимание необходимо уделять конструкции блока питания. Он должен быть приспособлен к созданию привлекающего шлейфа с различными геометрическими и скоростными параметрами. Это позволит в процессе опытной эксплуатации выбрать наилучшие условия привлечения рыб в рыбонакопитель.
При проектировании гидроузлов можно специально предусмотреть такие компоновки основных сооружений и режим работы водосборных устройств, при которых обеспечиваются необходимые условия привлечения рыб в рыбонакопители.
Схемы таких компоновок даны на рис. 9. Первой схемой предусматривается создание условий, при которых по всей ширине водотока скорости течения выше сносящих и только в зоне шлейфа скорости равны привлекающим (см. рис. 9, в). При второй схеме на одной части ширины водотока скорости выше сносящих, на другой - ниже пороговых, а зона привлечения располагается между этими двумя участками (см. рис. 9, д). Третья и четвертая схемы относятся к тем случаям, когда скорости по всей ширине водотока ниже сносящих.
При этом предусматривают специальное рыбонаправляющее устройство (см. рис. 9, ж, з) или ориентиры для направленного движения рыб (см. рис. 9, а, б).
Важным элементом проектирования рыбопропускных сооружений является вопрос гидравлического сопряжения зоны поисков с нижележащим участком водотока.
Примеры Волжской ГЭС и Кочетовского гидроузла иллюстрируют важность учета этого фактора для повышения эффективности работы рыбопропускного комплекса. Так, на Волжской ГЭС осетры уже па подходе к зоне поисков перераспределяются по руслу Волги и продолжают движение к гидроузлу по трем характерным трассам (см. рис. 6), лишь одна из которых приводит их в зону поисков и далее в рыбоподъемник.
Осетры, подходящие к нижнему бьефу гидроузла по двум другим трассам, не попадают в зону поисков и после неоднократных попыток отыскать проход в эту зону скатываются вниз по реке.
Подход рыб к рыбопропускному сооружению из зоны поисков осуществляется вдоль границы транзитного потока при скоростях 0,5-0,7 м/с.
- Привлечение рыб в рыбонакопители (часть 4)
- Привлечение рыб в рыбонакопители (часть 5)
- Выбор группы рыбопропускных сооружений (часть 1)
- Выбор группы рыбопропускных сооружений (часть 2)
- Выбор местоположения рыбопропускных сооружений (часть 1)
- Выбор местоположения рыбопропускных сооружений (часть 2)
- Выбор местоположения рыбопропускных сооружений (часть 3)
- Выбор местоположения рыбопропускных сооружений (часть 4)
- Положение входа в рыбонакопитель
- Сопряжение рыбонакопителя с дном реки (часть 1)
- Сопряжение рыбонакопителя с дном реки (часть 2)
- Сопряжение рыбонакопителя с дном реки (часть 3)
- Сопряжение рыбонакопителя с дном реки (часть 4)
- Основные элементы рыбоходов (часть 1)
- Основные элементы рыбоходов (часть 2)
- Основные элементы рыбоходов (часть 3)
- Основные элементы рыбоходов (часть 4)
- Конструктивные решения рыбоходов (часть 1)
- Конструктивные решения рыбоходов (часть 2)
- Пути усовершенствования рыбоходов
- Рыбоподъемники
- Рыбонакопители (часть 1)
- Рыбонакопители (часть 2)
- Рыбонакопители (часть 3)
- Рыбонакопители (часть 4)
- Конструкции рыбонакопителей (часть 1)
- Конструкции рыбонакопителей (часть 2)
- Передвижные рыбонакопители (часть 1)
- Передвижные рыбонакопители (часть 2)
- Передвижные рыбонакопители (часть 3)