Правильный выбор группы рыбопропускных сооружений - важный этап их проектирования. Необходимо отметить, что выбор группы сооружения осуществляется главным образом из учета возможности прохождения рыбами тракта по всей его длине, а не по компоновочным и конструктивным соображениям, и не на основании технико-экономического сравнения.
В отечественной и зарубежной практике имеются примеры, когда из-за неправильного выбора группы рыбопропускного сооружения оно оказывалось неработоспособным. Большинство примеров относится к рыбопропускным сооружениям первой группы, конструкция которых предусматривает необходимость активного движения рыб по всему тракту.
Подъем рыб по рыбоходу возможен тогда, когда скорости потока в тракте не превышают сносящих скоростей тех рыб, для которых проектируется сооружение. На переходных участках (например, во всплывных отверстиях лестничных рыбоходов или соединительных быстротоках прудковых рыбоходов) допускается увеличить скорость потока до величины рывковой скорости для рыб.
Практически выполнить эти условия весьма трудно. Были сделаны попытки облегчить условия прохождения рыбами трактов рыбопропускных сооружений устройством участков отдыха. В различных рыбоходах по длине тракта стали устраивать камеры отдыха, в которых рыба находится некоторое время и перемещается, не преодолевая напора воды. Такие камеры устроены, например, на Нижне-Туломском и Кегумском рыбоходах. Предполагалось, что наличие камер отдыха облегчит рыбам прохождение всего тракта.
Однако, как показали исследования на Нижне-Туломской ГЭС, средняя скорость движения семги по этому рыбоходу 7 м/ч. В реке эта же рыба движется со средней скоростью 4000 м/ч.
Аналогичные исследования на рыбоходе Кегумской ГЭС показали, что лосось преодолевает рыбоход с напором 16 м за 5-7 ч, сырть - за 13 ч, что в 300-500 раз медленнее, чем при движении в реке.
Столь существенная разница позволяет сделать вывод о том что при движении по рыбоходу даже такая сильная рыба, как семга, затрачивает огромное количество энергии. Это отражается на ее дальнейшей миграции и на процессе физиологической перестройки организма при подготовке к нересту. Разбивка тракта на отдельные марши и устройство камер отдыха существенно не облегчают рыбам условия прохождения по рыбоходу.
- Выбор группы рыбопропускных сооружений (часть 2)
- Выбор местоположения рыбопропускных сооружений (часть 1)
- Выбор местоположения рыбопропускных сооружений (часть 2)
- Выбор местоположения рыбопропускных сооружений (часть 3)
- Выбор местоположения рыбопропускных сооружений (часть 4)
- Положение входа в рыбонакопитель
- Сопряжение рыбонакопителя с дном реки (часть 1)
- Сопряжение рыбонакопителя с дном реки (часть 2)
- Сопряжение рыбонакопителя с дном реки (часть 3)
- Сопряжение рыбонакопителя с дном реки (часть 4)
- Основные элементы рыбоходов (часть 1)
- Основные элементы рыбоходов (часть 2)
- Основные элементы рыбоходов (часть 3)
- Основные элементы рыбоходов (часть 4)
- Конструктивные решения рыбоходов (часть 1)
- Конструктивные решения рыбоходов (часть 2)
- Пути усовершенствования рыбоходов
- Рыбоподъемники
- Рыбонакопители (часть 1)
- Рыбонакопители (часть 2)
- Рыбонакопители (часть 3)
- Рыбонакопители (часть 4)
- Конструкции рыбонакопителей (часть 1)
- Конструкции рыбонакопителей (часть 2)
- Передвижные рыбонакопители (часть 1)
- Передвижные рыбонакопители (часть 2)
- Передвижные рыбонакопители (часть 3)
- Передвижные рыбонакопители (часть 4)
- Рабочие камеры (часть 1)
- Рабочие камеры (часть 2)