Биология рыб и рыбное хозяйство (часть 4)

Поэтому нет ничего удивительного в том, что изученность наших речных бассейнов настолько еще слаба, что не имеется сколько-нибудь надежной почвы для нового строительства в рыбном хозяйстве даже в водоемах, казалось, наиболее изученных; ведь до сих пор еще ни один бассейн не был изучен целиком, начиная от верховьев до солоноватых вод со всеми его притоками, как неразрывная биологическая единица; до сих пор мы почти не знаем, какова продуктивность и кормность того или другого водоема в целом и в частях, как изменяется она в различные сезоны, какова биология большинства туводных рыб и какие перспективы сулят эти рыбы в будущем рациональном хозяйстве и т. п. Не остается сомнений, что в отношении кормности речной бассейн значительно богаче большинства озер, и рыба в реках растет в общем гораздо скорее, чем в озерах. Это и понятно: в случае недостатка в пище в одном месте речная рыба уходит в другое, кормовая площадь в реках периодически увеличивается, благодаря разливам, имеющим место в большинстве рек. Сама природа в этом случае проделывает ту же работу — то заливания водой, то осушения прибрежных пространств — что и прудовой хозяин для оплодотворения своих прудов, только в более грандиозных размерах. Периодически разливы, а затем спад вод и самая их проточность способствуют сносу и скорейшему окислению отмерших и погружающихся на дно растительных и животных остатков, и таким образом в реках не имеет место в столь значительной степени образование кислотной и вредной, для жизни рыб среды, как это бывает в озерах.
Все что мы говорили выше о путях к рационализации озерного рыболовства целиком приложимо и к рыболовству речному — как и там, подлежат изучению и биология рыб, и та среда, в которой рыба живет; особенное внимание придется и здесь обратить на процессы размножения, питания и миграций рыб. Как и в озерном рыболовстве, результатом биологического изучения рыб должны явиться и меры покровительства размножению одних пород рыб и планомерного истребления других и меры акклиматизации новых пород, учет запасов рыб в бассейне и на основании этого учета планомерное использование этих запасов; а, кроме того, в отношении проходных рыб и некоторых туводных — и меры по развитию массового искусственного выведения их. Истощение рыбой некогда весьма богатых бассейнов, значительные перебои в уловах на других, вместе с все растущей интенсификацией промысла, говорят за неотложность и крайнюю важность перехода от дикого промысла к промыслу культурному, где человек не только берет все от бассейна, но и вносит определенную культурную работу и улучшения в рыболовство.
Переходя к вопросу о рационализации морского рыболовства, мы должны сказать, что постановка рационального рыбного хозяйства в нашем его понимании — дело далекого, очень далекого будущего. Если малы были наши знания для установления рационального хозяйства в озерном и речном рыболовстве, то в отношении моря эти знания совсем ничтожны! Но несомненно, что для рационализации и морского рыболовства человечеству придется проделать тот же самый, но только более трудный путь биологического изучения жизни моря, как в озерах и реках. Исследованиями моря в последние годы установлен ряд весьма ценных фактов: 1) существование для большинства промысловых рыб местных рас, распространение которых тесно связано с определенным, иногда очень ограниченным участком моря, 2) массовое скопление для нереста почти у всех промысловых рыб только на немногих наиболее удобных местах и 3) связь большинства промысловых рыб в течение всего их жизненного цикла не со всей огромной площадью морей и океанов, а со сравнительно ограниченной береговой и прибрежной зонами
Господствующее, таким образом, прежде воззрение, что в самой беспредельности морских вод рыба находит себе защиту от человека надо поэтому признать с большими и очень большими ограничениями. А взгляд на неистощимость запасов морской рыбы надо признать неправильным и опровергнутым опытом интенсивного морского рыболовства (промысел морской камбалы в Немецком море, макрели у берегов С. Америки, падение прибрежного промысла у берегов Японии из-за интенсивного тралового лова и т. п.). Широкое применение техники к рыболовству — усовершенствование орудий лова, промысловых судов, — все это несомненно сделает море более доступным и в тех его частях, которые до сих пор человеком не используются, и тогда вопрос о запасах рыбы и необходимости рационального их использования станет на очередь. Таким образом, то принципиальное различие, которое хотят видеть между озерным, речным и морским рыболовством, в сущности не имеет или не будет иметь места: моря истощимы (правда, труднее, чем реки и озера) и в отношении рыбного промысла небеспредельны.