Образ жизни и промысловое значение зубаток

Все зубатки — обитатели холодной и умеренно холодной части северного полушария. Что касается вертикального их распространения, то под влиянием жизненных потребностей не только разные вида, но и один и тот же вид, могут переходить с глубины на отмелые места и обратно.
Несмотря на свои сильные зубы, которыми зубатки наносят серьезные раны неосторожным рыбакам, зубатки вовсе не являются хищниками: их пищу составляют моллюски, морские звезды, ежи и офиуры; своими жернообразными зубами эти рыбы перетерают в порошок самые твердые раковины и иглы ежей.
Время нереста падает на зимние месяцы (ноябрь — январь). Икринки откладываются самкой среди камней и водорослей отмелых банок и после оплодотворения прилипают друг к другу, причем прилипание происходит лишь в некоторых частях оболочки икринок и не препятствует проникновению кислорода вглубь комка икры. Икра зубатки, величиной до 6 мм, напоминает икру лосося. Количество икринок в яичниках самки Anarrhichas Iupus доходит до 40 000. Икра тяжелая, погружается на дно.
Вышедший из икры малек A. lupus, 12 мм в длину, имеет на брюшной стороне большой желточный пузырь; через 6 мес. он уже 14—15 см, через год — 22—25 см, через 2 года — 45—47. Трехлетки имеют в длину более 60 см и уже достигают половой зрелости.
Промысловое значение зубаток. Что касается промыслового значения зубаток, то можно вполне утверждать, что 1) запасы этой рыбы в наших водах весьма незначительны и 2) они все же далеко не используются существующим промыслом.
Непривлекательная внешность зубатки — ее закругленная, как у кошки, голова, ее громадные "не рыбьи" зубы — немало препятствовала распространению этой рыбы как пищевого продукта, несмотря на хорошие вкусовые достоинства ее мяса.
Все, кому приходилось есть зубатку, находят ее мясо — белое, плотное и жирное — не только вполне съедобным, но и выше мяса многих общепризнанных и ценных на рынке рыб. В настоящее время не только у нас, но и на более прихотливом западно-европейском рынке зубатки начинают получать все большее и большее распространение. В пищу идут все виды, кроме Anarrhichas latifrons, которая на западе считается невкусной, а у нас на севере даже ядовитой в свежем виде; но посоленная и сваренная даже и эта зубатка заслуживает внимания, и не одних только русских, особенно в ухе и пирогах. Указание на тощее и вялое мясо синей зубатки относится, надо полагать, к рыбе после нерестового периода, когда она бывает действительно сильно истощена. Зубатки идут в пищу в свежем виде (кроме синей зубатки), жарятся, варятся, и в засоленном, причем у зубатки отрезается голова, а тело распластывается на две половины. За границей зубаток кроме того еще сушат, коптят, вялят, а если продают в сыром виде, то отрезают голову и снимают кожу. Из кожи зубатки — толстой и крепкой — выделывается в Норвегии шагрень, из которой делается легкая и изящная обувь, переплеты для книг и другие мелкие вещи домашнего обихода. Выделка кожи зубатки в небольшом количестве производилась и у нас: из нее делались различные мелкие вещицы. Из кожи местной зубатки обитатели Аляски приготовляют мешки и др. предметы для своего обихода.
Специального лова зубатки ни у нас в СССР, ни за границей не производится: эта рыба ловится лишь попутно, на крючковую снасть, выставленную для лова трески, палтуса в тралы вместе с камбалой и треской. На Дальнем Востоке зубатки попадаются иногда в ставные невода для лососей и сельди.
Размеры улова. Количество улавливаемой зубатки, насколько она подвергается регистрации, невелико, и большая часть улова приходится за последние годы на долю иностранных тральщиков, как это видно из приложенной таблички:

Образ жизни и промысловое значение зубаток

Лoв зубатки на Д. Востоке имеет совсем маленькое значение, и рыба ловится в очень небольшом количестве, случайно. Развитие в будущем промысла зубатки возможно при условии развития лова в открытом море, как ярусного и сетного, так и тралового.